Приемы ремонта тормозных систем автомобиля, которые позволяют обойтись без тех или иных трудоемких операций, приведенных в руководствах по эксплуатации.
После замены или ремонта главного тормозного цилиндра приходится прокачивать рабочие цилиндры всех колес, поскольку попадание воздуха в магистраль неизбежно. Но не спешите звать помощника и готовить дополнительный флакон тормозной жидкости для долива при прокачке - удалить воздух из верхних концов трубок можно гораздо проще. Главное, установив цилиндр на место, ни в коем случае не нажимать на педаль тормоза, чтобы не протолкнуть воздух дальше по трубкам!
Заливаем немного жидкости в бачок, затем вывешиваем и снимаем одно из передних колес и отжимаем отверткой обе тормозные колодки от диска, утапливая поршни в цилиндры. При этом жидкость вытесняется в наполнительный бачок, и находящийся в верхней части одной из трубок воздух "пробулькивает" сквозь жидкость и выходит в атмосферу. Аналогично, утапливая поршни тормозов других колес, удаляем воздух из остальных трубок, подсоединенных к главному цилиндру.
Сложнее иметь дело с задними тормозами - приходится снимать барабан и колодки и сдвигать поршни цилиндра до соприкосновения. В любом случае это рациональнее, чем прокачивать: отворачивая приржавевшие клапаны цилиндров, рискуете их сломать.
Удалив воздух, наполняем бачок жидкостью и, несколько раз нажав на педаль тормоза, доводим колодки до рабочего положения, а затем опять доливаем жидкость.
Когда потек цилиндр заднего барабанного тормоза, его, как правило, приходится заменять. Если пробег машины превысил 60-100 тыс. км, простая замена манжет не поможет - рабочая поверхность цилиндра наверняка подверглась коррозии и износу. Не говоря уже о том, что ремонтировать узел, который стоит копейки, нецелесообразно.
Предлагаю простой прием замены цилиндра, не снимая колодок, пригодный почти для всех легковых машин с барабанными тормозами задних колес.
Вывешиваем и снимаем колесо, затем - тормозной барабан. Отвернув на один оборот клапан прокачки цилиндра, нажимаем на педаль тормоза, фиксируем ее в нижнем положении и ставим между ней и водительским сиденьем подходящую распорку (это необходимо, чтобы жидкость из наполнительного бачка не вытекла из разомкнутой магистрали). Затем затягиваем до упора рычаг стояночного тормоза. При этом "ласточка-уравнитель" тросов сильно перекашивается: ведь на одном из задних тормозов колодки упираются в барабан, а на другом - раздвигаются настолько, что носки их ребер полностью выходят из цилиндра. Теперь осталось только отсоединить трубку и, отвернув два крепежных болта, снять цилиндр с машины. Затем устанавливаем новый, отпускаем "ручник", и колодки встают на место.
Вадим Федорченко