Автосигнализации
Конструкция
По конструктивному исполнению автосигнализации делятся на два типа:
1) компактные – сигнализация представляет собой моноблок, содержащий в себе почти все элементы системы: электронные узлы, сирену, датчики. Т.к. электронные компоненты располагаются в корпусе сирены они более доступны злоумышленникам.
2) модульные – сигнализация состоит из отдельных частей: центрального блока, сирены и внешних датчиков. Центральный блок располагается в защищенном от доступа месте и не подвергается атмосферным воздействиям. Этот тип сигнализации также оборудуется дополнительными датчиками и исполнительными устройствами, имеет более широкий набор сервисных функций.
Режимы работы
В сигнализациях возможны следующие основные режимы работы:
режим охраны — активное состояние сигнализации с включенными охранными и защитными функциями;
служебный режим — устанавливается сервисным ключом (кнопкой) "Valet" и предназначен для отключения охранных функций с сохранением сервисных;
режим "Паника" — режим работы сигнализации с включенным сигналом тревоги, используемом в качестве предупреждения или для отпугивания "незваных гостей";
режим тревоги — режим работы сигнализации с включенными сигналами тревоги при срабатывании одного либо нескольких датчиков;
режим "Защита от нападения" (Anti-Hi-Jack) — режим работы автосигнализации, при котором через заданный промежуток времени происходит остановка двигателя и формирование сигнала тревоги. Режим включается, как правило, дистанционно с помощью радиобрелка;
режим "Антиограбление" — то же самое, что и Anti-Hi-Jack, только включается заблаговременно;
режим бесшумной постановки и снятия с охраны — включение режима охраны без сигналов звукового подтверждения.
В зависимости от технического исполнения сигнализации она может выполнять множество режимов (таких как, например, режим иммобилизации, программирования, тестирования и т.п.).
Сервисные системы
Почти во всех сигнализациях используются следующие сервисные системы:
система контроля и проверок ложных срабатываний, например Fact;
система Auto Testing — автоматически проверяет все датчики сигнализации, определяет их неисправности;
система обхода неисправностей Auto Bypass – автоматически (по желанию пользователя) отключает неисправные датчики или контура, сохраняя общую работоспособность сигнализации и защиту автомобиля.
В некоторых автосигнализациях предусмотрены режимы программирования брелков-передатчиков. В радиобрелках предусмотрены дополнительные каналы управления сигнализацией, замком крышки багажника и т.п. вплоть до дистанционного запуска двигателя для прогрева. Практически во всех сигнализациях при дистанционном снятии автомобиля с охраны предусмотрена светодиодная индикация датчиков, сработавших во время охраны (функция "Память на воздействие").
Датчики
Контактные датчики
Предназначены для защиты дверей автомобиля, капота и багажника. В качестве таких датчиков обычно используются кнопочные выключатели (как правило, штатные дверные).
Датчик битого стекла
Реагирует на характерный звук разбитого стекла. Это датчик микрофонного типа и может быть одноуровневым или двухуровневым. Одноуровневый датчик реагирует только на характерный звук разбиваемого стекла. Двухуровневый — регистрирует звук удара по стеклу и собственно звон разбиваемого стекла.
Датчик удара (вибрации) или Shock Sensor
Как правило поставляется в базовом комплекте автосигнализации. Он представляет собой устройство, регистрирующее вибрацию и удары по корпусу автомобиля. Если амплитуда вибраций превышает заданную величину, срабатывает сигнализация.
Датчики удара работают на основе пьезоэффекта или электромагнитной индукции, когда постоянный магнит перемещается вдоль обмотки катушки и наводит в ней переменный ток. К данному классу относится и лазерный датчик, принцип работы которого заключается в смещении чувствительного элемента фотоприемника относительно узкого луча полупроводникового светодиода при вибрациях и ударах по кузову автомобиля. Серьезным недостатком датчика удара является низкая чувствительность к плавным покачиваниям автомобиля. Датчик удара (вибрации) в сигнализациях высокого класса имеет органы регулировки чувствительности и двухуровневый порог срабатывания. Во многих сигнализациях предусмотрен режим дистанционного программирования чувствительности датчика удара при помощи радиобрелка.
Датчик наклона
Состоит из двух магнитов и катушки. Один магнит закреплен неподвижно у основания катушки, а второй — подвешен в магнитном поле первого. При наклоне корпуса датчика второй магнит смещается относительно первого, что приводит к изменению магнитного поля, в котором находится катушка. В обмотке катушки наводится ЭДС, которая является информационным сигналом датчика. В зарубежных автосигнализациях датчики наклона применяются крайне редко.
Датчик падения напряжения
В режиме охраны контролирует напряжение бортовой сети автомобиля. При возникновении бросков напряжения, вызванных, например, открыванием дверей автомобиля, датчик выдает соответствующий сигнал в блок управления сигнализации.
Токовый датчик
Работает аналогично датчику падения напряжения. Однако в режиме охраны он регистрирует скачок тока, возникающий при подключении дополнительной нагрузки к источнику питания (например, при открывании двери автомобиля). Токовый датчик должен обладать очень высокой чувствительностью к малым броскам тока и поэтому в сигнализациях используется довольно редко.
Датчик обрыва питания
При обрыве цепи питания сигнализации (отсоединении клемм аккумуляторной батареи) датчик срабатывает и, если к сигнализации подключена сирена с автономным питанием, включает ее. Использование датчика обрыва питания в автосигнализациях считается традиционным.
Датчик движения (Proximity Sensor)
Срабатывает при попадании объекта, излучающего тепло, например человека, в зону охраны датчика. Proximity Sensor обычно имеет одну зону чувствительности и устойчив к ложным срабатываниям. Недостаток самых простых и дешевых датчиков заключается в том, что они срабатывают при определенной скорости изменения теплового потока (например, из-за прогрева солнцем салона автомобиля). Более совершенные датчики лишены этого недостатка, их надежность и стойкость к тепловым помехам обеспечивается многоканальными головками и сложной электронной обработкой сигнала в самом датчике.
Объемные датчики
Относятся к наиболее чувствительным системам охраны салона автомобиля, они регистрируют любое перемещение в закрытом пространстве салона. Поэтому во многих сигнализациях предусмотрен режим дистанционного отключения датчика при помощи радиобрелка. К объемным датчикам относятся: ультразвуковой датчик; микроволновый датчик; инфракрасный датчик; датчик изменения объема.
Ультразвуковой датчик (Ultrasonic)
Предназначен для обнаружения перемещений в салоне автомобиля. Действие его основано на интерференции ультразвуковых колебаний. В состав датчика входят излучатель на ультразвуковой частоте и приемник, которые разнесены в салоне автомобиля. При закрытых окнах и дверях пространство, контролируемое датчиком, ограничено салоном автомобиля, и в точке расположения приемника формируется устойчивая интерференционная картина. При проникновении какого-либо объекта в салон устойчивость интерференционной картины нарушается, и формируется сигнал тревоги. К основному недостатку ультразвукового датчика можно отнести ложные срабатывания при возникновении конвекционных потоков воздуха.
Микроволновый датчик
Предназначен для обнаружения движения внутри салона и вблизи автомобиля, поэтому его еще называют двухзоновым датчиком. Первая зона охраны находится за пределами автомобиля, а вторая — собственно салон. Принцип действия датчика основан на регистрации изменений интерференционной картины радиоволн сантиметрового диапазона (прозрачного для стекол автомобиля), формируемой передатчиком. Устройство очень эффективно, но нуждается в тщательной регулировке чувствительности. Часто двухзоновые датчики используют для отпугивания лиц, приближающихся к автомобилю. При срабатывании первой зоны включаются фары и раздается слабый звуковой сигнал. В наиболее совершенных моделях используется речевой синтезатор.
Инфракрасный датчик (Infrasonic)
Охраняет только салон автомобиля. Его действие основано на регистрации изменения интерференционной картины волн инфракрасного диапазона. Этот датчик способен контролировать закрытые помещения большого объема, поэтому рекомендуется для установки в салонах микроавтобусов, фургонов и т.п. Основной недостаток - большой потребляемый ток, по сравнению с другими объемными датчиками.
Датчик изменения объема
Предназначен для регистрации изменения давления воздуха в салоне автомобиля, возникающего, например, при открывании двери либо стекла автомобиля. Этот датчик имеет очень высокую чувствительность и в связи с этим возможны ложные его срабатывания, особенно при остывании салона автомобиля в зимний период. В автосигнализациях применяется крайне редко.
Дополнительные устройства
Некоторые известные фирмы предлагают широкий ассортимент дополнительных устройств для автосигнализаций, расширяющих спектр охранных и сервисных функций: центральный замок; электростеклоподъемники; дополнительный замок капота; дополнительный топливный электроклапан.
Иммобилайзеры
Большинство моделей иммобилайзеров имеет дистанционное управление (кодовым радиобрелком), с помощью которого владелец может включать и выключать режим охраны на расстоянии. Почти во всех иммобилайзерах предусмотрен режим включения охраны (активации) пассивно (автоматически) через заданный промежуток времени после выключения зажигания. В режиме активации иммобилайзер разрывает до 5 цепей пуска двигателя. Для выключения (деактивации) иммобилайзера в некоторых моделях применяют электронный кодовый ключ-транспондер бесконтактного типа, конструктивно оформленный в виде брелка или пластиковой карточки. Как правило, современные автосигнализации частично выполняют функции иммобилайзера, т.е. позволяют разрывать одну или две цепи (стартера, системы зажигания, подачи топлива и т.н.) автомобиля.
Классификация автомобильных сигнализаций
Автосигнализации класса "Стандарт" обеспечивают следующие охранные функции: дистанционное управление радиобрелком (один канал управления, несколько десятков тысяч кодов); охрана дверей, капота, багажника с помощью кнопочных выключателей; защита от ударов; режим "Паника"; блокировка двигателя по одной цени (цепи зажигания или питания стартера); световая и звуковая сигнализация (в режиме тревоги); антисканерная защита.
Стандартными сервисными функциями являются следующие: световое и звуковое подтверждение постановки и снятия режима охраны; светодиодная индикация режимов работы; световая и (или) звуковая индикация факта срабатывания сигнализации; служебный режим с отключенными охранными функциями.
Автосигнализации класса "Экстра" обеспечивают следующие охранные функции: дистанционное управление с количеством кодовых комбинаций от сотен тысяч и выше; защита объема салона; блокировка двигателя, сохраняющаяся даже при демонтаже системы; автоматическое возвращение в режим охраны, обеспечивающее защиту от случайного выключения системы (возврат режима охраны через 15 — 30 с); пассивное включение охраны (автоматическое включение режима охраны через 15-30 с после закрытия последней двери); защита от угона, позволяющая дистанционно остановить автомобиль и заглушить двигатель (функция Anti-Hi-Jack); раздельная защита дверей, капота и багажника автомобиля; защита от ударов; развитая диагностика системы, позволяющая определить неисправный датчик и вовремя принять соответствующие меры;
Стандартными сервисными функциями являются следующие: дистанционное управление (2 — 4 канала управления) основным или дополнительным датчиком, регулировкой чувствительности датчиков, замком багажника и стеклоподъемниками; управление замками дверей; отключение неисправного или постоянно срабатывающего датчика с сообщением об этом владельцу; индикация причин срабатывания сигнализации; освещение салона при выключении сигнализации; управление двумя и более автомобилями; поиск автомобиля в темное время суток (мигание габаритных огней); служебный режим с отключенными охранными функциями и с возможностью дистанционного управления замками дверей; бесшумное включение/выключение сигнализации (без звукового подтверждения); программирование функций дистанционного брелка-передатчика (запись кодов новых брелков); программирование управляющих настроек сигнализации (изменение функций встроенными переключателями типа DIP).
Автосигнализации класса "Супер" обеспечивают следующие охранные функции: дистанционное управление с динамическим кодом, благодаря которому все попытки запоминания его или расшифровки при помощи сканера и другого электронного устройства становятся бесполезными; резервный источник питания блока управления сигнализации; использование не менее трех цепей блокировки двигателя: блокировка зажигания, стартера и системы подачи топлива; совершенная автоматическая система защиты от нападения — активного, пассивного или комбинированного типа, требующая от водителя минимальных управляющих действий.
Стандартными сервисными функциями являются следующие: развитое дистанционное управление (2-4 канала управления) основными и дополнительными датчиками, плавной регулировкой чувствительности датчиков, стеклоподъемниками и т.п.); дистанционное программирование некоторых функций; дистанционное включение/выключение служебного режима; контроль и устранение ложных срабатываний сигнализации.
При классификации системе может присваиваться два класса: один — по уровню охранных функций, второй — по уровню сервисных функций.
Материал подготовлен по книге: Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные сигнализации. С-Пб., М.: Полигон, АСТ, 2000.
Повідомлення відредагував ajm: 23 травень 2010 - 18:31