Перейти до вмісту

Друзі. Проект буде закрито в кінці 2024 року. Перемоги і миру вам. Хай щастить. Слава Україні.

Фотографія

Свечи зажигания: выбор, характеристики, диагностика


  • Закрита тема Тема закрита
No replies to this topic

#1 ajm

ajm

    Супер-модератор


  • Супер-модераторы
  • 16 507 Повідомлень:
  • Реєстрація 29-серпень 07

Відправлено 09 травень 2011 - 20:14

Основные понятия

   В первую очередь свечи различаются геометрическими параметрами корпуса. Главные из них — диаметр и длина резьбовой части корпуса свечи. Последнюю частенько называют «длиной рубашки» свечи. Кроме того, свечи разнятся значениями калильного числа. Численное значение этой характеристики тем больше, чем свеча «холоднее».

«Горячие» свечи — Предназначены для применения на малофорсированных двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи «горячее» положенных для данного двигателя будут вызывать калильное зажигание. Имеют меньшее, чем «холодные», калильное число.

«Холодные» свечи — предназначены для использования на высокофорсированных двигателях для нагрева меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи «холодные» для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.

Калильное зажигание — неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи и деталей камеры сгорания.

Калильное число — отвлеченная величина, пропорциональная среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке начинает появляться калильное зажигание.

Рабочая температура — температура наиболее раскаленных элементов (электродов и теплового конуса изолятора) свечи в процессе работы двигателя.

Тепловая характеристика — зависимость рабочей температуры свечи от эффективной мощности, развиваемой двигателем. Определяется конструктивными параметрами свечи, качеством ее охлаждения и параметрами рабочего процесса двигателя.

Верхний температурный предел тепловой характеристики – рабочая температура свечи, при которой возникает калильное зажигание. Составляет около 900° С.

Нижний температурный предел тепловой характеристики — минимальная температура, при которой свеча начнет самоочищаться от нагара. Находится в пределах 350-400° С.

Термоэластичность — понятие, характеризующее способность свечи достигать нижнего температурного предела тепловой характеристики при наименьшей эффективной мощности, развиваемой двигателем.

Основные бренды, представленные на украинском рынке

BERU
Производитель: Германия/Франция.
   Свечи данной модификации имеют центральный электрод с медным сердечником в никелевой оболочке, что повышает их стойкость к коррозии. Встроенный помехоподавляющий резистор гарантирует нормальную работу радио- и электронного оборудования.
   Многоэлектродное семейство свечей BERU представлено моделями Ultra-X и Ultra-X platin. Ultra-X – свеча с поверхностно-воздушным искровым разрядом. Медный сердечник центрального электрода покрыт никелем, вокруг него располагаются четыре двойных боковых электрода. Коническая форма юбки изолятора позволяет свече быстро переходить в режим самоочистки, что немаловажно при кратковременных поездках в городских условиях. Оптимальное сгорание рабочей смеси достигается за счет повышенной мощности искрового разряда и его «вытянутой» траектории.
   Одна из последних разработок компании BERU — свечи Ultra-X platin. Металл центрального электрода легирован платиной, что позволило увеличить мощность искрового разряда, повысить коррозионную стойкость электрода и существенно продлить регламентные сроки замены.

Свечи BERU для автомобилей ВАЗ 2101-2106: Z11SB, четырехэлектродные - UX79, UXT2, UX79SB, UXT2SB
Маркировка свечей BERU

BOSCH

Производитель: Германия.
   Свечи зажигания Bosch Super - это свечи зажигания с центральным электродом с медным сердечником с антикоррозийным хромо-никелевым покрытием и одним или несколькими боковыми электродами.
   Свечи зажигания Bosch Super 4 - это свечи зажигания с 4 боковыми электродами и заостренным, посеребренным центральным электродом, которая работает по принципу зажигания с поверхностно-воздушным искровым разрядом, доказавшему свою эффективность в ходе успешных испытаний. Эта комбинация является уникальной и обладает значительными преимуществами. Благодаря новейшей конструкции свеча Bosch Супер 4 достигает значительно лучших результатов, чем традиционные свечи зажигания.
   Свечи зажигания Bosch Super plus - это свечи зажигания, которые отличаются высокой надежностью и уникальной защитой от коррозии за счет никель-иттриумного легирования центрального электрода. Инновационная система легирования уменьшает износ центрального электрода и увеличивает пробег автомобиля без замены свечей.
   Свечи зажигания Bosch Platinum обеспечивают высокую надежность воспламенения горючей смеси в цилиндре в течение всего срока службы. Такие свечи рекомендуется использовать в тех случаях, когда предъявляются повышенные требований по антикоррозийной стойкости. Первые образцы свечей зажигания с использованием платины были разработаны именно Bosch. Сегодня стандарт платиновой свечи фирмы Bosch сочетает в себе такие конструктивные решения, как центральный электрод из чистой платины с напайкой на кончикен выполненной ив иттриееого сплава.
   Свечи серий Platinum + 2 и Platinum + 4 изготовлены по технологии cвечей с воздушно-скользящей искрой, или, иначе, воздушно-поверхностным разрядом.
   Свечи Bosch Platinum обеспечивают плавную работу и повышенную эластичность двигателя, защиту двигателя и катализатора, максимальную долговечность и износостойкость, отсутствие пропусков зажигания на протяжении всего срока службы, а также помехоподавление для оптимальной работы всей бортовой электроники. Большинство платиновых свечей рассчитано на эксплуатацию в течение пробега 60 тыс. км и более и не требует обслуживания.

Свечи BOSCH для автомобилей ВАЗ 2101-2106: Platin plus (0 242 235 541); Super 4 (0 242 232 504); Super plus (0 242 235 663); Super plus (0 242 240 592).
Маркировка свечей BOSCH

BRISK

Производитель: Чешская республика.
   Свечи зажигания BRISK CLASSIC - классическая свеча с центральным электродом из сплава никеля.
   Свечи зажигания BRISK SUPER/ YTTRIUM - свечи с центральным электродом, изготовленным из специального сплава с большой степенью теплопроводности, что позволяет оптимизировать температурный баланс рабочих частей свечи так, что он идеально соответствует требованиям мотора как во время медленной езды и частых его запусках, так и при долговременной езде.
   Достоинства данной свечи – медный сердечник и удлиненный изолятор центрального электрода. Последний позволяет ей быстрее переходить в режим самоочистки, поэтому эта свеча хорошо подходит для автомобилей, эксплуатирующихся в городских условиях (частые и кратковременные поездки). Интервал замены существенно зависит от вида и качества используемого топлива. Если ездить на этилированном бензине, то менять свечи придется уже через 20 тыс. км, при использовании «нормального» топлива через 30 тыс. км. Линейка свечей BRISK для «переднеприводных» ВАЗов представлена несколькими моделями: Classic, Extra, Platin.
   Свечи зажигания BRISK A-line YTTRIUM - свечи с центральным электродом из иттриевого сплава и конструкцией, улучшающей распространение фронта пламени и понижающей требуемое напряжение.
   Super Forte LOR15YC-1/DOR15YC-1. Применение новых конструкционных решений позволило улучшить эксплуатационные показатели. Добиться оптимальной траектории горения удалось за счет более глубокого размещения искрового разрядника свечей Super Forte в камере сгорания. А новая форма разрядника способствует «перескакиванию» искры между внешними гранями электродов. Увеличение диаметра центрального электрода дало возможность снизить требования к вторичному напряжению системы зажигания и увеличить интервал замены свечей до 35 тыс. км. В конструкцию верхней части изолятора тоже были внесены изменения. Традиционно он выполняется с 4-рядным оребрением. Изолятор свечи Super Forte имеет всего два ребра, разной ширины, что, по словам производителя, препятствует появлению поверхностной искры (утечки) при высокой атмосферной влажности. Ну и последнее. Корпус сечи защищен гальваническим покрытием Zn-Ni и обладает высокой коррозионной стойкостью.
   Свечи зажигания BRISK SILVER - свеча с центральным электродом из сплава серебра; разработаны специально для двигателей, использующих LPG (газ) в качестве топлива.    Центральный электрод малого диаметра с суженным внешним электродом снимают проблему более трудного возгорания смеси газов (в сравнении с бензиновой смесью) вследствие её неоднородности в камере сгорания. Можно использовать для работы двигателя как на LPG, так и на бензине.

Свечи BRISK для автомобилей ВАЗ 2101-2106: стандарт - L15Y, SUPER/ YTTRIUM - L 15YC (с медным электродом), LR15YC; YTTRIUM - L15YCY, LR15YCY; SILVER - LR15YS
Маркировка свечей BRISK

CHAMPION

Производитель: CША
   Double Copper OE - свечи c медными сердечниками в центральном и боковом электродах для автомобилей, к которым предъявляются требования по увеличенному сроку службы и повышенной отдаче. Технология Double Copper была разработана Champion.
   Champion OE – многоэлектродные свечи с двумя и тремя боковыми электродами применяются для тех автомобилей, где требуется увеличенный срок службы.
   Свечи Champion Platinum OE с платиновыми элементами на электродах, для высокофорсированных двигателей.
   Свечи зажигания Champion EON разработаны для современных, наиболее совершенных многоклапанных моторов и обеспечивают высокую эффективность в высококомпрессионных двигателях, работающих на обедненных топливных смесях. Центральный электрод с уменьшенной толщиной внешней оболочки лучше рассеивает тепло. Боковой электрод с медным сердечником лучше охлаждается, благодаря чему ресурс свечи составляет до 60 тыс. км. Увеличенный искровой зазор обеспечивает повышенную отдачу двигателя при частичных и полных нагрузках. Гладкий керамический изолятор С7000 лучше противостоит пробою, утечке искры и имеет повышенную механическую прочность. Латунная клемма обеспечивает улучшенный контакт. Свечи зажигания Champion EON сохраняют высокую эффективность на протяжении всего срока службы, исключительно эффективны в условиях холодного пуска и обеспечивают повышенную экономичность в режимах «старт-стоп» и на высоких оборотах.

Свечи CHAMPION для автомобилей ВАЗ 2101-2106: OE001, OE195.
Маркировка свечей CHAMPION

DENSO

Производитель: Япония
   Свечи DENSO покрывают более широкий тепловой диапазон, чем продукция других производителей, что не снижет их качество и рабочие характеристики. Резисторы, встроенные в свечи DENSO, значительно снижают радиопомехи для автомобиля. Резисторы также предотвращают влияние помех на мобильные телефоны, системы зажигания и топливного контроля, системы ABS и навигационные системы. Паз U-образной формы (технология U-Groove) создает объем, необходимый для образования ядра пламени, что обеспечивает более качественные характеристики сгорания, более плавную работу и большую экономию топлива.
   Twin Tip – первая в мире свеча зажигания с тонкими центральным и боковым электродами, произведенная без использования драгоценных металлов. Основное преимущество свечи ТТ, по сравнению со стандартной, заключается в обеспечении большей мощности двигателя при меньшем расходе топлива. Как показали сравнительные тесты, использование в автомобиле свечей ТТ, в отличие от стандартных свечей, позволяет снизить расход топлива на 5%.
   Результатом улучшенного искрообразования является более устойчивый процесс сгорания топлива, что, в свою очередь, приводит к его меньшему расходу и значительному снижению уровня выбросов CO и CH. Отличное искрообразование свечи улучшает воспламенение, что позволяет зажигать даже обедненные смеси и снижает вероятность пропусков зажигания, по сравнению со стандартными свечами. Свечи ТТ по всем характеристикам превосходят стандартные свечи DENSO и достигают эффективности высококачественных свечей DENSO Iridium.
   Характерная особенность свечей зажигания Super Ignition Spark Plug (SIP) в том, что они имеют не один, а два сверхтонких, чрезвычайно износостойких электрода – центральный (0,55 мм), который изготовлен из запатентованного компанией DENSO сплава иридия, и боковой, самый маленький из когда-либо существовавших боковых электродов из платины. Оба электрода крепятся с помощью запатентованной компанией DENSO технологии круговой сварки. Тонкие электроды создают по сравнению с традиционными свечами зажигания более сильную искру, что минимизирует потерю тепла в процессе роста пламени и концентрирует электрическое поле, улучшая воспламеняемость. Благодаря этим качествам повышается мощность двигателя (до 4% по сравнению с обычными свечами), снижается расход топлива (до 1,5% по сравнению с обычными свечами) и уровень вредных выбросов, увеличивается срок службы (свечи не требуют замены на протяжении 100 000 км), а также улучшается запуск холодного двигателя при низких температурах (до – 30°C).

Свечи DENSO для классики ВАЗ: Двигатель ВАЗ 2101, 21011, 2103,2106, 2107 - W20EP-U; ВАЗ 21051 - W20EPR-U. Twin Tip и иридиевые свечи для всех двигателей одинаковы: W20TT, IW20 (IRIDIUM POWER), VW20 (IRIDIUM TOUGH).
Маркировка свечей DENSO

NGK

Производитель: Япония/Франция.
   Стандартные свечи зажигания с центральным электродом из меди и резистором для подавления радиопомех. Данные свечи максимально соответствуют техническим характеристикам двигателя.
   Серия V-line. Наконечник центрального электрода этих свечей имеет специальную V-образную просечку.Благодаря чему искровой разряд перескакивает на наружные стороны центрального и бокового электродов, увеличивая тем самым ядро пламени. Это повышает надежность зажигания, так как именно здесь находится большее количество способной к воспламенению топливовоздушной смеси, чем непосредственно в межэлектродном пространстве.
   Компанией NGK разработаны новые иридиевые свечи. Иридий методом лазерной сварки наносится на центральный электрод. Благодаря данному решению удалось уменьшить диаметр центрального электрода (0,6 мм) и придать ему оптимальную форму. Это повлекло за собой улучшение искрообразования и самоочистки. Ну и самое главное, иридиевые свечи порой даже долговечнее платиновых аналогов. Ведущие мировые автопроизводители по достоинству оценили качество данной продукции, такие свечи уже устанавливают на Maybach, VW Phaeton и другие престижные автомобили.

Свечи NGK для автомобилей ВАЗ 2101-2106: стандарт - BP6ES, из ассортимента V-Line - V-Line 4, иридиевые свечи - BPR6EIX.
Маркировка свечей NGK

Маркировка свечей зажигания российского производства

Пример: А-У17ДВРМ10
1) резьба: А - М14х1.25; М - М18х1.5
2) опорная поверхность: "-" - плоская; К - коническая
3) особенности конструкции: М - малогабаритная свеча для бензомоторного инструмента: У - уменьшенный шестиграник
4) калильное число: Горячая свеча >> 8 > 11 > 14 > 17 > 20 > 23 > 26 >> Холодная свеча
5) длина резьбы: нет знака - 12.0 мм; Д - 190 или 17.5 мм
6) выступание теплового конуса изолятора: нет знака - без выступания; В - с выступанием
7) встроенный резистор: нет знака - без резистора; Р - с резистором
8) центральный электрод: нет знака - стандартный; М - с медным сердечником
9) порядковый номер разработки или модернизации: нет знака - базовая конструкция; целое число - модернизированная конструкция (искровой зазор)

Диагностика двигателя по состоянию свечей зажигания

По состоянию свечи можно многое понять о характеристиках процесса сгорания топлива, составе смеси и качестве бензина. Достаточно выкрутить ее и внимательно осмотреть. В нормальном состоянии керамическая юбка центрального электрода свечи равномерно покрыта серо-коричневыми или кофейного цвета отложениями, что говорит о правильном тепловом диапазоне свечи при низких и высоких оборотах, и указывает на нормально настроенные карбюратор и зажигание. Выгорание электрода выражено умеренно.

Бархатисто-черный сухой налет копоти возникает при переобогащенной воздушно-топливной смеси (загрязнение воздушного фильтра, высокий уровень топлива в поплавковой камере, износ элементов топливодозирующей системы), слишком позднем зажигании или слишком частых запусках без работы под нагрузкой. После регулировки системы зажигания и питания он исчезает самостоятельно (очищать от него детали не требуется).

Черный маслянистый нагар на электродах и изоляторе указывает на неправильный температурный режим работы свечи — ее калильное число слишком велико для данного мотора. Либо свеча не подходит к двигателю, либо искра на ней появляется нерегулярно, либо компрессия в цилиндре почти отсутствует, либо в камеру сгорания попадает излишнее количество масла или произошло засорение вентиляционного отверстия картера. В этом случае цилиндр не выдает положенной мощности, двигатель «троит», а в неисправном цилиндре усиленно изнашивается зеркало - несгоревший бензин разжижает мазку. Аналогичную картину дает попадание масла.

Белый цвет изолятора— признак перегрева свечи. Значит, ее калильное число слишком низко для таких условий работы. Если же в правильности подбора типа «запала» сомнений нет, то стоит проверить, не слишком ли большой выставлен угол опережения зажигания. Аналогично проявляется работа двигателя на бензине с низким октановым числом или обедненной воздушно-топливной смеси.

Трещины на керамической юбке центрального электрода, приводящие в конце концов к сколам на его изоляторе, вызываются слишком ранним моментом зажигания, низкосортным топливом и неправильной величиной зазора между электродами свечи. Быстрое увеличение температуры рабочей части изолятора при высоких оборотах приводит к тепловому удару и излому.

Отложения — красно-коричневый, желтый или белый осадок на кончике изолятора, который является продуктом сгорания топлива и смазочного масла, содержащего много присадок. Не вызывает отрицательного действия на работу свечи, но может создавать перебои при работе на высоких оборотах и большой нагрузке. Такие же отложения скапливаются на клапанах и днищах поршней. Они ухудшают теплоотвод, а обильные отложения на тарелке и стержне клапана могут существенно ухудшить наполнение цилиндров. Проблема заключается в том, что такой нагар не выжигается, его можно удалить только механически. Если такое отложение сосредоточено на участке свечи, обращенной к впускному клапану (четырехтактный двигатель), - это следствие чрезмерного зазора в уплотнении стержня клапана.

Детонация. Сверхраннее зажигание или низкое октановое число бензина ведут к детонации. Это вызывает сильный удар внутри камеры сгорания, который приводит к повреждению деталей, в т.ч. и свечи. Обычный результат длительных детонаций - облом бокового электрода свечи.

Калильное зажигание вызывает вспучивание изолятора и сильную эрозию электродов.

Недостаточный момент затяжки при установке — плохой контакт между свечой и резьбой в двигателе приводит к недостаточной теплоотдаче, как следствие - перегрев свечи и выгорание электродов.

Фотографии свечей

Источник 1, Источник 2

Полезные ссылки

Суть процессов в системе зажигания
Условия работы свечей
Конструктивные особенности свечей и особенности их установки
Распределение тепла
Почему применяют по две свечи на цилиндр?
Неправильная работа свечей
Снятие и установка свечей
Моменты затяжки свечей (Нм)
Что делать с сорванной резьбой свечей?
Некоторые особенности обслуживания свечей зажигания
Проверка работоспособности свечей
Механизм коронного разряда


Повідомлення відредагував apache: 29 жовтень 2016 - 22:28





0 людей читають цю тему

0 користувачів, 0 гостей, 0 схованих користувачів

Яндекс.Метрика