Очень долгое время, я хотел всегда использовать родной 2101-011 блок с 80мм коленом, стандартными шатунами и нормальными качественными поршнями. И неспешно изучал варианты с иномарок.
По определенным причинам мне не нравятся усаженные шатуны (сильно торчит юбка в картер), по другим причинам я не люблю поршни ТРТ с уменьшенной компрессионной высотой, так как материал их далеко не ахти, а после 2012-2013 годов вообще качество ниже плинтуса упало. Но в этой теме мы про это говорить не будем, и переубеждать меня в обратном не надо.
Я находил варианты только для 011 блока, такие как поршни от рено 79,5 в диаметре, но там пальчик 19 и не плавающий, от опеля поршни 79мм неплохо подходили даже знаю человека, собирал движки отлично бодро ходят на опель поршнях, от бмв с мотором M50 B20 TU вообще идеально подходят палец 22мм плавающий, диаметр стандарта 80мм, то есть можно продлить 011 блоку жизнь, расточкой на 80, 80,5 или 81мм, но для них нужно упить 213 шатуны. И поэтому все это небюджетно для владельца машины ценою как хороший смартфон.
И тут мне случайно попался моторчик от сузуки джимни на ремонт. Еще при разборке, форма поршней мне оказалась очень знакома. Похожи на вазовские.
Ну разобрал промерял, прежде чем что то покупать и делать сразу скажу этот вариант для тех у кого 2101 блок в любой степени износа, Так как номинальный размеру сузуки поршней 78мм.
Знакомимся:
Помыл некоторым количеством бытовой химии
Вот сравнение с жигулевским 011 поршнем
Обратите внимание на жаровой пояс, 6мм, по современным меркам для иномарок это дофига, так щас только на дизелях.
А дело в том этот мотор на разные модели сузуки ставилась ещё в 80х и был он карбовый, там даже коллектор такой что можно дросельку снять и карб поставить . Так вот сузуки решили не идти на поводу у мировых производителей и делать короткошляпные поршни с ресурсом мотора 150-200 тыс км, ведь помним мы все расход масла на вагах и бмв, задиры на хундай/киа и т.д.
Прежде всего перед тем как пробовать срастить я узнал цену этого мероприятия, удивился и продолжил свой опыт.
Перво наперво, размеры поршня
Абривеатуры которы могут быть непонятны
CD - это компрессионная высота
TL - общая длинна поршня промерял совпадает
-2,0 - глубина вогнутости в поршне, лунку я обязательно пролью и напишу объем, на вскидку +- как у 011 поршня, ну может чуток больше.
Толщина поршневых колец компрессионные 1,2мм, маслосьемное наборное 2,5мм
Диаметр пальца 20мм, длинна пальца 58мм
MRC, тепловой зазор поршень гильза, это вам токарь по нему точит блок, 3 сотки
MP - это нужно 14,6мм отступить от края юбки поршня для замера диаметра перед разточкой блока (токоря в курсе нам оно не надо)
Что касается цековок в поршне, для нас они по сути неважны.
Теперь шатун, мы берем обязательно 2101 шатун, 213 на не подходит, так как он уже плавающий на 22мм, а в родном 2101 отверстие как раз 22мм. На шатун внимание сильно необращаем, он хоть и новый автоваз но он у меня специально для экспериментов, новодел нынче кривой, лучше оставлять свои родные.
Я уже делал предварительные замеры и скажу сразу наш шатун туда просто так не влезет.
Поршень 2101 расстояние между бобишками поршня 31мм
ширина верхней головки шатуна 2101 27мм
Поршень сузуки, расстояние между бобишками 22мм
ширина верхней головки шатуна сузуки не померял забыл, но судя по глазометру то 19-20 мм. Я обязательно померяю и напишу в тему.
надо срезать по 5мм на сторону с верхней головки шатуна. Думаю волноваться не стоит мяса там ещё осталось. и просверлить отверстие для смазки поршневого пальца.
излишки металла на верхней головки шатуна не мешают установке, в дно поршня не упираются ни под каким углом, на я бы их скруглил бы все таки.
В шатун мы установим втулку шатуна от ниссана премьеры/хтралы с мотором QR20 фирмы Тайхо
Вот его размеры, отлично подходит под классичесий шатун
Фрезернем верхнюю головку шатуна по 5 мм на сторону, и установим в неё втулку. Работа фрезеровщика в данном случае проста и недорога.
После чего собираем поршень шатун и одеваем на них кольца TP можна и Riken, просто TP нашел быстрее в каталоге.
Теперь финансовый вопрос и номера запчастей. Цены я смотрел на известных сайтах Кордон и Автопро, возможно можно найти и дешевле я просто взял средние цены. Наличие этого всего есть, купить можно без проблем.
P1052HS втулка шатуна Taiho = 145грн розницы
45656STD поршни Teikin = 1060грн розница
35611STD Кольца поршневые TP Ring = 780грн розница
Итого 1985грн
Комплект поршней Кострома (поршник+кольца+пальцы), на любом авторынке или автомагазине города стоит от 1600 до 1800.
Также плюсом именно этого варианта в отличии от поршней с БМВ которые вообще идеально подходят в том что у нас наши родные шатуны. Для БМВ поршней нужен будет 213 шатун на плавающем пальце, так вот шатуны что в 213 моторе с завода это одно, а то что автоваз продаёт в запчасти это свершенно другое, по сути из 12 штук выбираешь 4 нормальных, и это новая оригинальная деталь! Ну и помимо всего 450грн один шатун, а это + 1800грн к смете ремонта двз, да и поршень бмв 800-900грн штука.
Внедрить втулки в шатун 300-400грн, фрезенуть по бокам около 200грн.
План моих действий таков: Заказываю два комплекта втулок шатунов, один для эксперимента, второй уже на шатуны которые в мотор пойдут. Нужно на первых руку набить.
Работа по блоку. Как известно высота блока у копейки 207,1, по факту может быть и 208, а может и 206. Но мы условно будет считать 207мм
Радиус кривошипа 40мм, шатун 136мм, коспрессионная высота поршня 30мм, итого 206мм, тоесть недоход 1мм
Если обьем лунки в поршне как я думаю 5-6 кубиков то степень сжатия будет расчетная 8,6. Что впринцыпе как на моторе 2103. Но мы можем легко и просто сфрезеровать 1мм сблока, а потом шлифонуть поверхность до состояния зеркала, чтоб прокладка хорошо лягла. И степень сжатия у нас получится в районе 9,5, что отлично под 95 бензин или уже получше под газ.
Блок при этом точится в 78, после чего сузуки имеет ещё ремонтные размеры 78,5 и 79.
После всех манипуляций собираем блок с 213 коленом и пока все низ готов.
Если делать на базе блока 21011, то нужно подобать такие же поршни на 20 плавающем пальце, но что бы был в диаметре 79-80. Должно что то подойти от тоёты середины 90х кажется.
Так что не торопитесь выкидывать в металолом 01 блок, возможно из него можно сделать конфигурацию 78х80, и получить ресурсный и очень бодрый моторчик. Который будет ехать веселей, дольше и экономней чем стандартный 2103.
Ведь здесь мы не усаживаем шатуны (и не боимся что их разорвет, а может и не разорвет), мы не используем поршни сомнительного качества и не думаем что они могут развалится, мы используем полностью стандартные детали причем весьма именитых, хорошо зарекомендовавших себя фирм. Незначительная доработка головки шатуна никак его не ослабит, зато насколько это упрощает процесс сборки ЦПГ, плюс уменьшение трения ЦПГ на оси пальца.
К слову, если обратили внимание, то поршень от сузуки тот что я из мотора вытянул, по сути не сильно изношен, юбки потерты и маслосьемные кольца залягли, а это результат того что пробили радиатор в поле и пытались доехать до города своим ходом, ну не без последствий, и это при том что мотор очень простой, маслофорсунок в нем нет, и пробег около 270 тыс км, и все это по полям да по куширям.
Так что форма поршня вполне себе ресурсна.