Перейти к содержимому


Фотография

Аммортизаторы


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
В этой теме нет ответов

#1 ajm

ajm

    Супер-модератор


  • Супер-модераторы
  • 16 507 сообщений
  • Регистрация 29-Август 07

Опубликовано 17 Май 2012 - 07:58

Задумавшись о приобретении амортизаторов, традиционно задаешься вопросом, какой модели отдать предпочтение, и чем одни отличаются от других? Сложность выбора состоит и в том, что в полной мере работоспособность амортизаторов можно проверить, лишь установив на автомобиль и отъездив энное количество километров. Так называемые скоростные характеристики и прочие технические данные, которые позволят узнать, как ведет себя тот или иной амортизатор, есть лишь у официальных поставщиков комплектующих. Поэтому остается полагаться на мнение знакомых, которые обычно говорят следующее: «поставил вот эти, черные, и езжу нормально».
Всем нам знакомы термины управляемость, устойчивость и плавность хода. Именно эти «три кита» и находятся в ведении амортизатора. Поэтому разберем эти понятия чуть подробнее.

• Управляемость характеризует качество выполнения автомобилем того или иного маневра (скорость реакции, точность, крены, поперечная раскачка кузова).

• Устойчивость оценивают по величине самопроизвольного отклонения от заданной траектории движения (как на прямом участке, так и в повороте).

• Плавность хода — показатель изоляции кузова и находящихся в нем людей от вибраций и раскачки, вызванных неровностями.

Итак, выясняется, что управляемость и устойчивость – основа безопасности движения, соответственно, чем выше эти показатели — тем лучше. А плавность хода – одна из составляющих комфорта. Поэтому задача производителя — соблюдение «паритета» между комфортабельной и безопасной ездой.

Характеристики амортизаторов




Созданный производителем амортизатор обладает определенной скоростной характеристикой, ознакомившись с которой можно предварительно судить о поведении амортизатора, да и автомобиля в целом, еще до установки и обкатки в реальных условиях. Перечислим их виды.

• Регрессивная

Амортизатор, обладающий данной характеристикой, хорошо справляется с гашением колебаний и уменьшает крены (как боковые, так и продольные) кузова при резком маневрировании, но пропускает на него вибрации от дорожных неровностей (швы, булыжник на трамвайных путях, выбоины, гребенка). Помимо этого, если амортизатор предназначен для магистрального автомобиля, преодоление единичных выступов дорожного полотна (например, ступенек, образовавшихся при ремонте асфальтового покрытия) на высокой скорости будет сопровождаться ощутимыми ударами.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что амортизаторы с регрессивной характеристикой предназначены для быстроходных автомобилей, передвигающихся по ровным дорогам с хорошим покрытием. Следовательно, на комфорт при передвижении в большей степени влияет качество дорожного полотна, в то время как основной функцией амортизатора является улучшение управляемости.

• Прогрессивная

Миссия этих амортизаторов – повышение виброзащиты кузова. Оснащенная ими подвеска будет «проглатывать» даже крупные единичные неровности, но при проезде череды плавных волн автомобиль может раскачаться вплоть до «пробоя», а при выполнении «переставки» (т.е. резкой смены полосы движения) не исключены повышенные крены кузова и диагональная раскачка автомобиля. Резкое торможение будет приводить к ощутимым «клевкам».
При полностью загруженном автомобиле часто возникает ощущение, что амортизаторы «слабоваты», однако установка усиленных «прогрессивных» амортизаторов приведет к излишнему нагружению мест крепления амортизаторов к кузову или подвеске.
Вывод – амортизаторы с прогрессивной характеристикой рассчитаны на спокойную, размеренную езду по дорогам «общего пользования» без скоростного маневрирования и резких торможений, в этом случае сочетание управляемости и комфорта при движении будет оптимальным.

• Линейная

Нечто среднее между регрессивной и прогрессивной характеристиками. Хотя соблюсти баланс «управляемость-комфорт» удается очень редко.

• Комбинированная

Данная характеристика может сочетать в себе несколько видов, благодаря чему на различных режимах поведение амортизатора будет разным.
Кстати, жесткий амортизатор не всегда залог хорошей управляемости, необходимо, чтобы усилия хода отбоя и хода сжатия были определенным образом сбалансированы. По словам специалистов, усилия «отбой-сжатие» у амортизаторов, предназначенных для «среднестатистических» автомобилей, должны соотноситься примерно как 100/30ѕ40%, это позволит соблюдать равновесие параметров «управляемость-комфорт».

Режимы работы



Теперь о режимах, в которых работают наши демпфирующие элементы.
Амортизаторы работают в двух режимах: дроссельном и клапанном. Для дроссельного характерны малые скорости перемещения поршня (от 0,08 до 0,2 м/с). В клапанный режим амортизатор переходит на скоростях выше 0,25 м/с.

Вам с газом или без?



Тут как и с газированной водой – на любителя. Кто-то выбирает слабогазированную, кто-то сильно, а некоторые вообще предпочитают сироп.
Вестибулярные аппараты у всех тоже разные, ощущение тряски и «укачивания» индивидуальны. Поэтому плавность хода оставим в стороне и поговорим об управляемости.
Разница в поведении на дороге автомобиля, оснащенного газовыми, газогидравлическими или гидравлическими амортизаторами, есть, никуда от этого не денешься. Поэтому мы рассмотрим подробно все «за» и «против», а уважаемый читатель сделает выбор сам.

Двухтрубные гидравлические



Для начала о «приятном».

Плюсы:

• Доступность

Десятилетиями отточенные технологии и сравнительная простота производства позволяют производителям устанавливать низкие цены на гидравлические амортизаторы.

• Малая длина

• Нечувствительны к внешним повреждениям

• Высокие показатели плавности хода

Достигаются за счет более мягкого демпфирования, благодаря двум системам клапанов.

Минусы:

• Недостаточный отвод тепла.

Причиной является именно «двухтрубность»: генерирующий тепло внутренний цилиндр закрыт внешним.

• Чувствительность к перегрузкам (провалы демпфирования).

• Подвержены явлению «кавитации».

Кавитация может возникнуть при передвижении по плохим дорогам с высокой скоростью. Резкие перемещения поршня вызывают разряжение на обратной стороне клапана, в результате чего образуются кавитационные пузырьки и амортизаторная жидкость превращается в подобие эмульсии (масло + газ). Следствием этого является частичная или, в критических случаях, практически полная потеря демпфирования.

• Большая масса (в сравнении с однотрубными).

Обуславливает увеличение неподрессоренных масс и повышение инертности подвески. Это приводит к тому, что при частых вертикальных (вверх-вниз) колебаниях подвеска «задерживается» то в верхней, то в нижней точке. В результате плохо «отслеживает» дорогу и пропускает препятствие или яму.

Вывод: гидравлические двухтрубные амортизаторы «берут» потребителя ценой и высокой плавностью хода. Но эксплуатация в экстремальных условиях может привести к потере демпфирующих свойств.

Газогидравлические амортизаторы




Конструкция аналогична двухтрубной гидравлике, но благодаря наличию в компенсационном объеме азота под низким давлением исключается кавитация (вспенивание амортизаторной жидкости). Они немного жестче обыкновенных гидравлических, но особого влияния на плавность хода это не оказывает. Зато жесткость приводит к тому, что амортизатор хорошо отслеживает профиль дороги на больших скоростях, повышая управляемость и безопасность. Стоят они немного дороже гидравлических.

Вывод: достойная альтернатива гидравлике, обладают улучшенными характеристиками и низкой ценой.

Однотрубные газовые амортизаторы



В них газ находится под высоким давлением порядка 15—20 бар. Из-за этого клапан штока постоянно находится в «поджатом» состоянии и гораздо быстрее реагирует на неровности дороги. Большая площадь поршня позволяет амортизатору эффективно демпфировать малые перемещения колеса с низкой скоростью. Машина, оснащенная газовыми амортизаторами, замечательно держит дорогу на высокой скорости практически на любом покрытии. Поэтому подавляющее большинство спортивных автомобилей комплектуются именно газовыми амортизаторами.

Плюсы:

• Полное отсутствие кавитации.

• Возможность работы под любым углом и в любом положении.

• Четкое демпфирование самых мелких неровностей.

• Лучшая теплоотдача в окружающую среду.

Недостатки:

• Большая, чем у гидравлических, длина.

• Низкие показатели комфорта.

• Повышенные ударные нагрузки на детали подвески и кузов.

Именно поэтому не рекомендуется устанавливать газовые амортизаторы на старые автомобили.

• Хуже защищены от механических повреждений, так как внешняя сторона цилиндра амортизатора подвержена деформации от отлетающих камней.

• Сложность и дороговизна производства.

Вывод: газовые амортизаторы предназначены для тех, кто любит погорячее. Плавность хода здесь не является основополагающим фактором, главное – управляемость. Ради которой можно смириться с потерей внушительной доли комфорта.

Источник "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела".




Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей

Яндекс.Метрика