http://www.lego4x4.r...ent/view/16/42/
http://vaz2101.ru/fo...1088&highlight=
копирую сюда:
Ступицы "Класcика"
Ступичный узел "жигулей" позаимствован у прародителя всего семейства ВАЗ - итальянского FIAT-124, завоевавшего в 1965 году титул "Автомобиль года". Отечественные конструкторы внесли немало изменений в конструкцию прежде, чем она стала серийным ВАЗ-2101.
В первую очередь был изменен двигатель, доработана трансмиссия. Передняя подвеска была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры.
Без изменений остался только ступичный узел. Впрочем, его конструкция была для тех лет вполне современной и не вызывала особых проблем в эксплуатации.
Впрочем, и сама эксплуатация в те времена была другой, неспешной. Одно лишь требование "Руководства по эксплуатации" перед выездом "произвести осмотр автомобиля, проверить давление в шинах и уровни заправочных жидкостей" вызовет у современного жителя мегаполиса усмешку - мол, какие осмотры, успеть бы по делам смотаться... Ну разве что переднее левое колесо носком ботинка попинать - вот и весь контроль.
Между тем ступичный узел "жигулей" в отсутствие регулярного контроля довольно коварен. Так, в нем всегда присутствует люфт. Если он обусловлен тепловым зазором - это нормально. А если неисправностью шаровой опоры - тогда жди беды. Ведь нижняя шаровая опора в "жигулях" - хорошо известное "больное" место автомобиля. Изношенная - может развалиться на ходу, при попадании колеса в рытвину, примеров - масса. При современных скоростях движения такая неисправность никак не может считаться "не угрожающей жизни".
Не случайно при создании отечественных переденприводных автомобилей, изначально рассчитанных на высокие скорости движения, от такой конструкции ступичного узла отказались - небезопасно, да и не современно.
Теперь приобщиться "к благам цивилизации" может и любой владелец "жигулей", заменив штатный ступичный узел на доработанный, используюший радиальные подшипники. Ступичный узел доработан таким образом, что оптимальное взаимное расположение деталей выставляется в нём автоматически по мере нагрева и охлаждения подшипников в процессе движения автомобиля. Регулировок и обслуживания узел не требует, выставления начального зазора также не требуется. Более того, для правильной работы узла ступичная гайка должна быть затянута "до упора", как это делается на переднеприводных ВАЗах.
Установка необслуживаемого ступичного узла "жигулей" рекомендуется при:
- регулярном движении с высокими скоростями, в том числе в т.н. "спортивном" режиме тюнинговых авто;
- больших межсервисных пробегах, характерных для коммерческих вариантов автомобилей;
- самостоятельном обслуживании автомобиля с целью снижения трудозатрат.
Ступичный узел описываемой здесь конструкции(защищена патентом) производится с 2002 года.