Технология изготовления
Автомобильную акустику можно разделить на два типа: коаксиальная и компонентная. Коаксиальная акустика представляет несколько акустических головок, размещенных на одном корпусе динамика. Как правило, один низкочастотный и один или более высокочастотные. К плюсам можно отнести низкую стоимость и простоту установки. Среди минусов не очень хорошее качество звучания, и невозможность настройки взаимного расположения динамиков.
Компонентная акустика является своего рода набором конкретного производителя, обычно состоящего из пары динамиков: одного низкочастотного – для воспроизведения низкочастотной составляющей и твитера – для воспроизведения высокочастотного сигнала. Так же в комплекте может идти кроссовер для разделения частот между динамиками. Стоит такая автоакустика дороже коаксиальной и сложна в установке.
Выбор автоакустики
Как раз для создания качественного звучания и существуют отдельно низко, средне и высокочастотные динамики, которые служат соответственно для воспроизведения низкочастотного, среднечастотного и высокочастотного диапазона. К плюсам этого типа динамиков стоит отнести выбор компонент от различных производителей и высокое качество продукции. К минусам более высокая стоимость и сложность в установке.
Если вы решили, что никоим образом не хотите менять интерьер салона или тратить слишком много денег на установку, то лучшим вариантом будет установка динамиков в штатные места. Правда выбирать автоакустику придется только того размера, который подходит для установки в конкретную модель машины.
К основным габаритным параметрам динамика следует отнести диаметр диффузора. Измеряется он в дюймах. В качестве среднечастотных динамиков лучше не использовать слишком большие модели. Вполне достаточно 3-5 дюймовых головок. Для низкочастотных динамиков подойдет размер около 5-6 дюймов.
Также необходимо определиться с количеством полос. Если 2-х полосная система подразумевает подключение пары твитеров и низкочастотных динамиков, то 3-х полосная уже требует 6 динамиков (2 твитера, 2 среднечастотных и 2 низкочастотных динамика). Плюсы – каждый динамик отыгрывает свой, более узкий диапазон, благодаря чему уменьшаются искажения.
Но тут не все так просто. Если вы решили что коаксиальная акустика – это не ваш выбор, но и финансов не особо много, то следует остановиться на 2-х полосной схеме. МирСоветов хотел бы заметить, что часто производители идут на маркетинговый трюк: им выгоднее сделать 3-х полосную систему среднего качества, чем качественную 2-х полосную. Делается это потому, что большинство людей придерживается такого понятия – больше значит лучше. В акустике это правило может не работать. Поэтому, если найдёте 2-х и 3-х полосные системы одной стоимости, то рекомендую остановиться на 2-х полосной.
Теперь рассмотрим тыловую автоакустику, которая служит для поддержки звуковой картины сидящих на передних сиденьях пассажирам. Заблуждением является то, что сзади автомобиля должна стоять мощная полноразмерная акустика, которая воспроизводит весь слышимый звуковой сигнал. Например, когда мы пришли на концерт и сидим в центре зала. Основная часть звука приходит к слушателю именно со сцены, и лишь некоторая часть отраженного сигнала – от боковых и тыловых стен. При этом отраженная часть сигнала уже не содержит осмысленных басов из-за их переотражения от окружающих предметов, а высокочастотная часть сигнала практически отсутствует, так как высокочастотные сигналы сильно ослабляются с расстоянием и так же хорошо поглощаются большинством поверхностей. Среднечастотная часть сигнала, отраженная от многих предметов приходит к слушателю размытой, и затрудняет определения направления звука. Общий уровень сигнала по сравнению с фронтальным уменьшен на 18-24 дБ. Поэтому тыловая часть звукового сигнала должна быть именно добавкой к основному (фронтальному) излучению и не является самостоятельным источником звука.
Диапазон воспроизводимых частот - полоса частот, в которой воспроизводит звук акустика. Бывают широкополосными (для систем без кроссовера), высокочастотными, среднечастотными и низкочастотными.
Импеданс - электрическое сопротивление динамика.
[U]Номинальная электрическая мощность[/U] - мощность, которую сможет воспроизводить динамик длительное время без искажений. Именно эта мощность имеет значение.
Пиковая электрическая мощность (PMPO) - среднепотолочный показатель, который многократно повышает номинальную электрическую мощность. По этому показателю нельзя сделать никаких выводов о мощности. Эту мощность часто указывают на дешевых колонках для повышения привлекательности. При выборе руководствуетесь только на номинальную электрическую мощность и игнорируйте данный показатель.
Резонансная частота (Fs) - чем она ниже, тем более глубокие басы сможет воспроизводить динамик.
Общая добротность (Qts) - для динамиков, которые устанавливаются в узкие пространства (двери) этот показатель должен быть как можно выше. Если QTS 0,4 - 0,6, звучать музыка будет плохо.
Автомобильные динамики стоят дороже обычных, т.к. изготавливаются из блее качественных и прочных материалов. Приспосабливать для автомобиля обычные динамики не стоит.
Сабвуфер - устройство, которое воспроизводит сверхнизкие частоты. Установка сабвуфера позволит сделать звучание более глубоким и сочным. Особенно рекомендуется любителям репа и рока. Сабвуфер, это крупногабаритная деталь, которую весьма трудоемко устанавливать. Часто без специалиста не обойтись.
При покупке динамиков обращаете внимание на их диаметр. Чем больше диаметр, тем более низкие частоты он сможет воспроизводить. Особенно актуально, если Вы не планируете устанавливать сабвуфер. Штатных динамиков 4 - 5-дюймовые (10 - 13 см) для воспроизведения басов будет недостаточно. Рекомендуется ставить динамики 16 - 17 (6 - 6,5 дюйма) по диагонали. Обратите внимание на то, что более крупные динамики могут не стать в штатные отверстия.
Эффект присутствия
Сабвуферы нужны для четкого и мощного воспроизведения низких звуковых частот, не воспроизводимых обычными акустическими системами. При прослушивании музыки или просмотре фильмов сабвуфер создает эффект присутствия, оттого что качество низких частот заметно улучшается. В автомобильной музыкальной системе к сабвуферу предъявляются особые требования: его акустическое оформление нужно вместить в небольшой объем, корпус должен быть устойчив к вибрациям, а диффузор динамика — к влаге. Этот автозвуковой компонент, как и большинство подобных товаров, не имеет верхней ценовой планки. Цена зависит от великого множества факторов, благодаря которым можно подобрать сабвуфер для достижения любых целей, от тривиального прослушивания зажигательного техно до участия в SPL-соревнованиях.
Размер имеет значение
Прежде всего, это размер динамика. Именно этот параметр всегда указывается первым в рекламных, а иногда и в справочных публикациях. На рынке сабвуферов фигурируют в основном три самых распространенных размера: 8, 10 и 12 дюймов. Реже встречаются 15-дюймовые динамики. Сразу же стоит упомянуть выражение, уже ставшее крылатым: «больше — не значит лучше». Чем больше размер динамика, тем больше ему требуется объема акустического оформления, соответственно он будет занимать больше пространства в автомобиле. Оптимальным выбором с точки зрения баланса практичности и КПД можно считать динамики размером в 10, 12 или 13 дюймов. Они нормально работают в небольших объемах и большинство из них обладает высоким запасом мощности. Динамики размером 15 дюймов — очень специфичные аппараты, требующие высокого уровня квалификации установщиков, критичные к форме и объему акустического пространства. Качественные сабвуферы этих «ходовых» размеров предлагают множество фирм-производителей, таких как Sony, JL Audio, Focal, JBL, Fusion и многие другие.
Акустическое оформление
Любому динамику, особенно низкочастотному, обязательно нужно акустическое оформление — пространство, в котором он сможет производить звуковые колебания.
Закрытый ящик — наиболее простое акустическое оформление сабвуфера. Динамик устанавливается в абсолютно герметичный корпус. Преимуществом закрытого ящика являются хорошие передаточные характеристики, а главным недостатком – малая отдача на самых низких звуковых частотах.
Фазоинвертор
Фазоинвертор — тип корпуса с установленным на одной из стенок туннелем определенной длины и диаметра. Параметры фазоинвертора зависят от параметров динамика, объема корпуса и частоты, на которую он настраивается. Главную роль здесь играет воздух, заключенный в его объеме. На частоте выше частоты настройки масса воздуха препятствует чрезмерному раскачиванию диффузора динамика, причем звуковые волны, исходящие с тыльной стороны динамика, проходя через фазоинвертор, меняют фазу и складываются с волнами фронтальной стороны. На частоте настройки колебания диффузора минимальны, а весь звук выходит из фазоинвертора. Использование фазоинвертора позволяет повысить КПД сабвуфера на 3 дБ по сравнению с аналогичным закрытым корпусом, что значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах.
Пассивный радиатор
Пассивный радиатор — акустическое оформление, во многом схожее с фазоинверторным. Отличием является то, что вместо туннеля фазоинвертора в корпус устанавливается еще один динамик без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковая волна, исходящая от диффузора пассивного излучателя, складывается с волной низкочастотного динамика. Изменяя массу диффузора пассивного излучателя, можно изменить нижнюю рабочую частоту сабвуфера.
Повідомлення відредагував Kostyan=): 17 березень 2011 - 08:06