Перейти до вмісту

Друзі. Проект буде закрито в кінці 2024 року. Перемоги і миру вам. Хай щастить. Слава Україні!

Фотографія
- - - - -

Кальциевый аккумулятор - будьте осторожны!


  • Please log in to reply
37 replies to this topic

#1 RusskiyInok

RusskiyInok

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 006 Повідомлень:
  • Реєстрація 05-березень 08

Відправлено 01 жовтень 2011 - 21:45

Сейчас активно предлагают покупать "кальциевые" аккумуляторы. Полгода назад и я купил.
Хочу поделиться своим опытом. Начну "от печки", от общеизвестных вещей.

Что такое "кальциевый" аккумулятор? - Чистый свинец слишком непрочен, его легируют, обычно сурьмой. Она является катализатором электролиза воды и аккумулятор легко "закипает" - таков побочный эффект легирования сурьмой. Для борьбы с выкипанием электролита сурьму стали заменять кальцием - такие аккумуляторы в народе прозвали "кальциевыми", хотя по-сути они не кальциевые, а свинцовые с добавкой кальция. Кальциевый аккумулятор трудно "перезарядить", т. е. довести до заметного выкипания электролита. Отсюда главное его достоинство - он, как правило, не требует долива дистиллированной воды и в этом отношении приближается к идеалу "необслуживаемого аккумулятора".

Всё вроде бы хорошо и прогрессивно.
Дойдя до этого места, вы уже наверняка догадались, что под этой красотой лежат грабли, на которые я и наступил. А "грабли" вот в чём.
Решил я сделать аккумулятору контрольно-тренировочный цикл. Кто не знает: это долгая, мягкая разрядка аккумулятора с последующей зарядкой. Если делать всё, как положено, вещь полезная, хотя и трудоёмкая.
Так вот, аккумулятор исправно отдал свои 60 ампер-часов, а заряжаться обратно не захотел. Взял немножко и всё. Сейчас пытаюсь спасти его длительной зарядкой малым током (по чуть-чуть удаётся втолкнуть).
Да, есть предостережения, что "кальциевый аккумулятор хуже, чем обычный, переносит глубокий разряд, старайтесь не разряжать его больше, чем на 50%", но такая сверхмягкая формулировка - по-сути обман! Все свинцовые аккумуляторы "не любят" глубокого разряда, но это, в конце концов, их работа: разряжаться, а потом заряжаться. А если он может разрядиться только один раз, то это уже не аккумулятор!
И если на "классическом" свинцово-сурьмянистом аккумуляторе написано 60 А*ч, то это значит, что из него можно извлечь эти 60 А*ч, потом зарядить его и, если эти операции были проведены технически грамотно, снова иметь ёмкость 60 А*ч.
А если на "кальциевом" аккумуляторе написано 60 А*ч, то оказалось, что это значит, что они там есть, только брать их нельзя. Во всяком случае, полностью. Зачем тогда писать 60 А*ч? Написали бы 30 А*ч, это было бы честнее.
<!-- / message --><!-- edit note -->
  • werty and Диверсант like this

#2 cqe

cqe

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 359 Повідомлень:
  • Реєстрація 16-травень 08

Відправлено 01 жовтень 2011 - 22:02

спасибо за предостережение

#3 ПРОХОЖИЙ

ПРОХОЖИЙ

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 723 Повідомлень:
  • Реєстрація 18-червень 10

Відправлено 01 жовтень 2011 - 22:22

разряд банки акб ниже 1,27в является началом необратимого процесса разрушения пластин.

#4 RusskiyInok

RusskiyInok

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 006 Повідомлень:
  • Реєстрація 05-березень 08

Відправлено 01 жовтень 2011 - 23:03

ПРОХОЖИЙ, АКБ разряжался до 10,8 В, замеренных под нагрузкой. (Раньше "обычный" аккумулятор разряжал до 10,5 В, всё было отлично). После снятия нагрузки напряжение не мерял, но явно было на несколько десятых вольта больше. Но пусть даже 10,8 В. Это 1,8 В на банку.

#5 Июль

Июль

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 345 Повідомлень:
  • Реєстрація 04-жовтень 09
  • Авто:ВАЗ 2104, ВАЗ 2101

Відправлено 01 жовтень 2011 - 23:32

Сейчас активно предлагают покупать "кальциевые" аккумуляторы. Полгода назад и я купил.
Хочу поделиться своим опытом. Начну "от печки", от общеизвестных вещей.

Что такое "кальциевый" аккумулятор? - Чистый свинец слишком непрочен, его легируют, обычно сурьмой. Она является катализатором электролиза воды и аккумулятор легко "закипает" - таков побочный эффект легирования сурьмой. Для борьбы с выкипанием электролита сурьму стали заменять кальцием - такие аккумуляторы в народе прозвали "кальциевыми", хотя по-сути они не кальциевые, а свинцовые с добавкой кальция. Кальциевый аккумулятор трудно "перезарядить", т. е. довести до заметного выкипания электролита. Отсюда главное его достоинство - он, как правило, не требует долива дистиллированной воды и в этом отношении приближается к идеалу "необслуживаемого аккумулятора".

Всё вроде бы хорошо и прогрессивно.
Дойдя до этого места, вы уже наверняка догадались, что под этой красотой лежат грабли, на которые я и наступил. А "грабли" вот в чём.
Решил я сделать аккумулятору контрольно-тренировочный цикл. Кто не знает: это долгая, мягкая разрядка аккумулятора с последующей зарядкой. Если делать всё, как положено, вещь полезная, хотя и трудоёмкая.
Так вот, аккумулятор исправно отдал свои 60 ампер-часов, а заряжаться обратно не захотел. Взял немножко и всё. Сейчас пытаюсь спасти его длительной зарядкой малым током (по чуть-чуть удаётся втолкнуть).
Да, есть предостережения, что "кальциевый аккумулятор хуже, чем обычный, переносит глубокий разряд, старайтесь не разряжать его больше, чем на 50%", но такая сверхмягкая формулировка - по-сути обман! Все свинцовые аккумуляторы "не любят" глубокого разряда, но это, в конце концов, их работа: разряжаться, а потом заряжаться. А если он может разрядиться только один раз, то это уже не аккумулятор!
И если на "классическом" свинцово-сурьмянистом аккумуляторе написано 60 А*ч, то это значит, что из него можно извлечь эти 60 А*ч, потом зарядить его и, если эти операции были проведены технически грамотно, снова иметь ёмкость 60 А*ч.
А если на "кальциевом" аккумуляторе написано 60 А*ч, то оказалось, что это значит, что они там есть, только брать их нельзя. Во всяком случае, полностью. Зачем тогда писать 60 А*ч? Написали бы 30 А*ч, это было бы честнее.
<!-- / message --><!-- edit note -->

Спокойствие, только спокойствие! (с)
Заряжать аккумулятор после полного разряда (напряжение при разрядке было не ниже 10,5 В) нужно малым током не более 1/20 емкости и напряжение в конце зарядки 16-17 В. Обычно зарядка при таких условиях может длится до 2 недель!
Если глубоко разряженный аккумулятор заряжать ЗУ автоматами, которые сейчас везде продают, и у которых напряжение заряда ограничено 14,4-14,5 В, то 100% зарядка практически не возможна.
Какой фирмы аккумулятор?

#6 RusskiyInok

RusskiyInok

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 006 Повідомлень:
  • Реєстрація 05-березень 08

Відправлено 02 жовтень 2011 - 00:03

Июль, спасибо! Интересная и полезная информация. Интересна она тем, что, насколько я понимаю, относится как раз к кальциевым аккумуляторам (у обычных, сурьмянистых, значения напряжения меньше).
Разряжал до 10,8 В. Это под нагрузкой. Без нагрузки должно было быть чуть больше, не померял. Возможно, ошибкой было то, что начал заряжать относительно большим током (1/10 С). Просто обычный аккумулятор после разрядки до 10,5 В (тоже замер под нагрузкой) прекрасно заряжался таким током, а тут...
Сейчас больше 1,5 А не берёт. Если хуже не станет, то тоже, думаю, выправится. Правда, я думал, дня за 3, а тут 2 недели... Ладно, учту и такой вариант :).
Старое, советское ЗУ, не выдержало и в очередной раз сломалось. Ввиду кое-каких его неизлечимых дефектов решил не пытаться его ремонтировать, а купил новое. Купил-таки автомат, но с пределом напряжения 15 В, Да, для кальциевого аккумулятора надо бы 16 В (17 вроде бы уже многовато, сильно кипеть будет). Но это было вообще единственное в продаже (из тех мест, что оббегал) ЗУ, где в паспорте было указано макс. напряжение, остальные - кот в мешке. Ну ладно, сейчас пока не о 100 % речь, а там видно будет.
Аккумулятор Веста.

Повідомлення відредагував RusskiyInok: 02 жовтень 2011 - 00:16


#7 Июль

Июль

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 345 Повідомлень:
  • Реєстрація 04-жовтень 09
  • Авто:ВАЗ 2104, ВАЗ 2101

Відправлено 02 жовтень 2011 - 00:23

Июль, спасибо! Интересная и полезная информация. Интересна она тем, что, насколько я понимаю, относится как раз к кальциевым аккумуляторам (у обычных, сурьмянистых, значения напряжения меньше).
Разряжал до 10,8 В. Это под нагрузкой. Без нагрузки должно было быть чуть больше, не померял. Возможно, ошибкой было то, что начал заряжать относительно большим током (1/10 С). Просто обычный аккумулятор после разрядки до 10,5 В (тоже замер под нагрузкой) прекрасно заряжался таким током, а тут...
Сейчас больше 1,5 А не берёт. Если хуже не станет, то тоже, думаю, выправится. Правда, я думал, дня за 3, а тут 2 недели... Ладно, учту и такой вариант :).
Старое, советское ЗУ, не выдержало и в очередной раз сломалось. Ввиду кое-каких его неизлечимых дефектов решил не пытаться его ремонтировать, а купил новое. Купил-таки автомат, но с пределом напряжения 15,5 В, Можно предположить, что это значение рассчитано как раз на кальциевые аккумуляторы, ибо обычные при таком напряжении выкипят мгновенно.
Аккумулятор Веста.

В хорошем ЗУ (сейчас такие называют профессиональные), например Bosch C7. У них есть режим Режим 3 «аккумуляторы 12 V» - режим востановления аккумулятора после глубокой разрядки (16,5 V / 1,5 A) http://akym.com.ua/2888.html
В старщих моделях ЗУ Стек есть тоже режим восстановление

Как бороться
с глубоким разрядом?

Следующий этап очень важен для необслуживаемых батарей, регулярно подвергающихся глубокому разряду. Дело в том, что в подобных случаях происходит расслоение электролита, и заряд с обычным напряжением 14,4 В не дает возможности полностью зарядить батарею. Поэтому в режиме восстановления происходит заряд при повышенном напряжении (до 16 В) и постоянном значении силы тока (1,5 А). Длительность этапа и значение напряжения контролируются микропроцессором, что гарантированно позволяет избежать нежелательных последствий.

http://www.autodela....top/review/stek
MULTI XS 7000 есть режим 16-В (Режим «Восстановление») http://ctek.ru/podbor.php?dev_id=62
MULTI XS 25000 есть режим 16-В (Режим «Восстановление») http://ctek.ru/podbor.php?dev_id=60

#8 RusskiyInok

RusskiyInok

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 006 Повідомлень:
  • Реєстрація 05-березень 08

Відправлено 02 жовтень 2011 - 00:38

Июль, спасибо за интересную информацию. Бош мне не по карману. Буду бодаться с тем, что есть. Надеюсь, получится.
Я в общем-то не столько о своей проблеме пишу (но ещё раз спасибо тебе, что откликнулся!), а об оборотной стороне этой медали - кальциевых аккумуляторов - чтобы люди знали.

#9 Dim0N

Dim0N

    Член клуба


  • Пользователи
  • 2 786 Повідомлень:
  • Реєстрація 12-листопад 07

Відправлено 02 жовтень 2011 - 07:15

Ну, я думаю, что автору темы просто АКБ с браком попался. Или эксплуатировался неправильно.
Я уже года два пользуюсь кальциевым 70А в габаритах 60 амперного - всё нормально заряжается и отдача великолепная. Правда зарядка у меня самоделка. Даю в начале заряда ток 1/20 от ёмкости. Потом увеличиваю при начале газовыделения до стандартных 1/10. Заряд сутки-двое или по достижении 16,5В. За два года даже воду доливать не пришлось.
Перед сборкой каждую деталь нужно тщательно обработать напильником

#10 DanTor

DanTor

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 498 Повідомлень:
  • Реєстрація 22-травень 07
  • Авто:21013

Відправлено 02 жовтень 2011 - 07:18

Стоит в гараже аккум Azimut (Са+), питает UPS, бесперебойник при снижении напряжения до 11,4 В выключается, после этого аккум нормально заряжается.
"Кто е***** в снег и грязь? наша доблестная связь"
Ненавижу Ford !

#11 RusskiyInok

RusskiyInok

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 006 Повідомлень:
  • Реєстрація 05-березень 08

Відправлено 02 жовтень 2011 - 07:52

Ну, я думаю, что автору темы просто АКБ с браком попался.

А в чём там может быть брак?

Или эксплуатировался неправильно.

Весной купил, проверил плотность, поставил на машину. Сейчас снял с машины, проверил плотность: 1,25-1,26. Дозарядил, в одну банку чуть долил дистилированной воды, после этого везде было 1,27.
Разрядил 40-ваттной лампочкой (ток примерно 17-часового разряда) до 10,8 В (замерялось под нагрузкой).
Аккумуляторщики на своём форуме обсуждали: до какого напряжения можно разряжать именно кальциевую АБ? - Раскопали в иностранной документации, что до 10,5 В, причём, это без нагрузки. Так что я вроде бы ничего не нарушил.

отдача великолепная

По току - не сомневаюсь. А по ёмкости? Сколько из заявленных 70 А*ч использовалось?

Даю в начале заряда ток 1/20 от ёмкости.

Да, наверное, так правильнее. Я дал 1/10, возможно это было много, хотя именно 1/10 - это "классика жанра". Я так уже заряжал обычный аккумулятор, результат был очень хороший, а тут... :(

Добавлено через 9 минут

Стоит в гараже аккум Azimut (Са+), питает UPS, бесперебойник при снижении напряжения до 11,4 В выключается, после этого аккум нормально заряжается.

Да, в этом-то и дело: если не допускать глубокого разряда, то всё в порядке.

Но у меня два вопроса к производителям и продавцам таких аккумуляторов.

1. Почему нет чёткого предупреждения о том, что аккумулятор НЕЛЬЗЯ (не "не рекомендуется", а - НЕЛЬЗЯ) разряжать до такого-то уровня, что рекомендации по обслуживанию аккумуляторов, изложенные в "старой" литературе (а "новой" практически нет) - применять тоже НЕЛЬЗЯ?

2. Зачем писать "60 А*ч", если их полностью использовать нельзя? На сурьмянистых можно, а на кальциевых нельзя! Ну, писали бы, скажем, 30 А*ч, всё бы было по-честному.

Повідомлення відредагував RusskiyInok: 02 жовтень 2011 - 08:01


#12 kfile

kfile

    Новичок


  • Пользователи
  • 62 Повідомлень:
  • Реєстрація 08-червень 10

Відправлено 02 жовтень 2011 - 10:41

Вот непойму людей ищущих себе приключения на ж... . И на кой нужно было нормальный акум трогать, истина подтвержденная практикой: работает - не трогай. И вообще для кальциевых акумов желательно поменять РР на
генераторе с напряжением стабилизации чуть выше чем стандартный, я напр. на своем Сенсе поменял на винницкий ВТН = 14.4В

Повідомлення відредагував kfile: 03 жовтень 2011 - 06:13


#13 Dim0N

Dim0N

    Член клуба


  • Пользователи
  • 2 786 Повідомлень:
  • Реєстрація 12-листопад 07

Відправлено 02 жовтень 2011 - 13:03

RusskiyInok, ну что теперь после всего языки чесать. Реально тебе только может помочь долгий заряд малым током.
А по поводу неправильной эксплуатации - бывало, что напруга в бортсети так скакнёт, шо вольтметр трелями заливается, а ехать нуна. Проехав 60-100 км с напругой 15,6-16В и только потом устранив причину повышенного напряжения я укоротил пару лет жизни АКБ. А если бы не было вольтметра - то ему валенки сплели бы через несколько часов. Так что - всё может быть, всё может статься... На будущее будет наука.
Перед сборкой каждую деталь нужно тщательно обработать напильником

#14 Июль

Июль

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 345 Повідомлень:
  • Реєстрація 04-жовтень 09
  • Авто:ВАЗ 2104, ВАЗ 2101

Відправлено 02 жовтень 2011 - 16:06

Июль, спасибо за интересную информацию. Бош мне не по карману. Буду бодаться с тем, что есть. Надеюсь, получится.
Я в общем-то не столько о своей проблеме пишу (но ещё раз спасибо тебе, что откликнулся!), а об оборотной стороне этой медали - кальциевых аккумуляторов - чтобы люди знали.

Я указал Бош и Стек в качестве примера, а то многие считают что напряжение 16-17 В для аккумулятора смертельна (постоянная да, кратковременная - нет)

Весной купил, проверил плотность, поставил на машину. Сейчас снял с машины, проверил плотность: 1,25-1,26. Дозарядил, в одну банку чуть долил дистилированной воды, после этого везде было 1,27.
Разрядил 40-ваттной лампочкой (ток примерно 17-часового разряда) до 10,8 В (замерялось под нагрузкой).
Аккумуляторщики на своём форуме обсуждали: до какого напряжения можно разряжать именно кальциевую АБ? - Раскопали в иностранной документации, что до 10,5 В, причём, это без нагрузки. Так что я вроде бы ничего не нарушил.
Да, в этом-то и дело: если не допускать глубокого разряда, то всё в порядке.

Пока аккумулятор на гарантии в него не желательно что-то доливать. Т.е наклейки на пробках это как пломба. Кальцевые аккумуляторы имеют очень малый процент выкипания воды и большую площадь пластин. Проверить состояние не замеряя плотность можно по ЭДС. Если ЭДС меньше 12,6 В, то нужно подзарядить. Кстати, при разрядке аккумулятора пластины впитывают электролит и уровень понижается. Т.е проверять и доливать дисцилят нужно только в заряженный аккумулятор (плотность 1,27-1,28 г/см3)

Но у меня два вопроса к производителям и продавцам таких аккумуляторов.

1. Почему нет чёткого предупреждения о том, что аккумулятор НЕЛЬЗЯ (не "не рекомендуется", а - НЕЛЬЗЯ) разряжать до такого-то уровня, что рекомендации по обслуживанию аккумуляторов, изложенные в "старой" литературе (а "новой" практически нет) - применять тоже НЕЛЬЗЯ?

2. Зачем писать "60 А*ч", если их полностью использовать нельзя? На сурьмянистых можно, а на кальциевых нельзя! Ну, писали бы, скажем, 30 А*ч, всё бы было по-честному.

1. В современных авто полный разряд аккума почти не возможен (ну только специально стартером неисправную машину и оставить с включенным освещением салона), т.к при выключенном зажигании не работают габариты, фары, прикуриватель. Работает только аварийка, лампы стопов и освещение салона.
http://www.westa.com.../garanties.html
http://www.boschbatt...31/Default.aspx
http://www.boschbatt...32/Default.aspx
2. Сдесь ты не прав. Емкость аккумулятора не главный показатель, важнее пусковой ток при -18 гр. Но чем больше емкость (пластин в банках больше), тем больше пусковой ток
Никто не проектирует авто с целью использовать аккумулятор с нормальным разрядом на 100%, т.к малейший морозец и вода (в разряженном аккуме электролит становится водой) замерзнет. Также при стоящей авто ток с аккума тянет сигналка, музыка и т.п. Т.е автопроизводителей завалят исками...
Почитай теорию http://www.zr.ru/a/10793

RusskiyInok, ну что теперь после всего языки чесать. Реально тебе только может помочь долгий заряд малым током.
А по поводу неправильной эксплуатации - бывало, что напруга в бортсети так скакнёт, шо вольтметр трелями заливается, а ехать нуна. Проехав 60-100 км с напругой 15,6-16В и только потом устранив причину повышенного напряжения я укоротил пару лет жизни АКБ. А если бы не было вольтметра - то ему валенки сплели бы через несколько часов. Так что - всё может быть, всё может статься... На будущее будет наука.

А почему укоротил жизнь? Может наоборот подзарядил и выровнял заряд всех банок.:)
Длительность жизни аккумулятора зависит от качества изготовления и характера эксплуатации на авто: количество пусков двигателя, количество пусков двигателя в мороз (какое масло в двигателе: старая минералка и свежая синтетика), время прокрутки стартером (если у двигателя компрессия 8 атм, или неисправна система питания/зажигания?), исправность самого стартера, эксплуатация авто с частыми пусками (работа в городе) и т.д

#15 yurecgod

yurecgod

    Администратор


  • Администраторы
  • 6 164 Повідомлень:
  • Реєстрація 15-квітень 06
  • Авто:KIA CEED SW 3G

Відправлено 02 жовтень 2011 - 16:17

Вот непойму людей ищущих себе приключения на ж... . И на кой нужно было нормальный акум трогать, истина подтвержденная практикой: работает - не трогай. И вообще для кальциевых акумов желательно поменять РР на
генераторе с напряжением стабилизации чуть выше чем стандартный, я напрю на своем Сенсе поменял на винницкий ВТН = 14.4В


+250 для Са нужен другой РР, я тоже менял.

По поводу зарядки я глубокого разряда я заряжал,
только могу сказать, что китайское зарядное устройство
его почему то не зарядило..я его даже отнёс назад
в Магаз, а зарядка СССР бодренько подняла с колен.

#16 RusskiyInok

RusskiyInok

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 006 Повідомлень:
  • Реєстрація 05-березень 08

Відправлено 02 жовтень 2011 - 16:47

yurecgod, "зарядка СССР" - это не панацея, я ею и заряжал. Ладно, вас я предупредил, сам советы получил...
Всем спасибо!

#17 liuskywalker

liuskywalker

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 211 Повідомлень:
  • Реєстрація 25-жовтень 09

Відправлено 02 жовтень 2011 - 17:32

о, на Весту гонят :) А зря , 5 лет с хвостиком, две клинические смерти в мороз (с хлопьями в электролите)- 4 дня на КТЦ и почти полная замена электролита в этом году и он снова в строю и на пенсию походу еще не хочет! Да, зарядка теперь у меня стабильная,14,4 В почти в любых режимах! Хорошая марка, в общем , ИМХО! Если и буду менять - то на такой же !

#18 yurecgod

yurecgod

    Администратор


  • Администраторы
  • 6 164 Повідомлень:
  • Реєстрація 15-квітень 06
  • Авто:KIA CEED SW 3G

Відправлено 02 жовтень 2011 - 17:48

yurecgod, "зарядка СССР" - это не панацея, я ею и заряжал. Ладно, вас я предупредил, сам советы получил...
Всем спасибо!



да нет...не обижайся...наоборот спасибо за инфу....я вот не знал ранее и отнёс
сдал в магаз рабочее зарядное устройство ещё и с продавцом поругался,
знал бы за ранее такого бы не произошло!

#19 RusskiyInok

RusskiyInok

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 1 006 Повідомлень:
  • Реєстрація 05-березень 08

Відправлено 02 жовтень 2011 - 18:25

yurecgod, если я чуть нервничаю, то ты на свой счёт не принимай! Наоборот, рад что люди откликнулись. А насчёт зарядки ты совершенно прав: когда они полностью автоматические, без регулировок, то проблемный аккумулятор могут посчитать полностью заряженным и отключиться.

#20 ASDb

ASDb

    Одноклубник


  • Пользователи
  • 188 Повідомлень:
  • Реєстрація 11-липень 07

Відправлено 03 жовтень 2011 - 18:22

У меня MUTLU CALCIUM 60 A/H работает уже больше 3-х лет. Ни разу не заряжал от ЗУ, только пару раз долил водички. До сих пор (тьфу, тьфу, тьфу) крутит как отвязанный. После недельной отстойки, при заведенном движке, через 5 мин. прибор показывает на АКБ 15,5В.
Тут уже прозвучала мысль, и я ее повторю - не надо пытаться продлевать жизнь АКБ, а то сделаешь ее короче.
Следить за чистотой АКБ и уровнем в банках, а также исправность РР и гены - залог долголетия батареи.
А основное - движок должен заводиться с полутыка.




0 людей читають цю тему

0 користувачів, 0 гостей, 0 схованих користувачів

Яндекс.Метрика