Кальциевый аккумулятор - будьте осторожны!
#1
Відправлено 01 жовтень 2011 - 21:45
Хочу поделиться своим опытом. Начну "от печки", от общеизвестных вещей.
Что такое "кальциевый" аккумулятор? - Чистый свинец слишком непрочен, его легируют, обычно сурьмой. Она является катализатором электролиза воды и аккумулятор легко "закипает" - таков побочный эффект легирования сурьмой. Для борьбы с выкипанием электролита сурьму стали заменять кальцием - такие аккумуляторы в народе прозвали "кальциевыми", хотя по-сути они не кальциевые, а свинцовые с добавкой кальция. Кальциевый аккумулятор трудно "перезарядить", т. е. довести до заметного выкипания электролита. Отсюда главное его достоинство - он, как правило, не требует долива дистиллированной воды и в этом отношении приближается к идеалу "необслуживаемого аккумулятора".
Всё вроде бы хорошо и прогрессивно.
Дойдя до этого места, вы уже наверняка догадались, что под этой красотой лежат грабли, на которые я и наступил. А "грабли" вот в чём.
Решил я сделать аккумулятору контрольно-тренировочный цикл. Кто не знает: это долгая, мягкая разрядка аккумулятора с последующей зарядкой. Если делать всё, как положено, вещь полезная, хотя и трудоёмкая.
Так вот, аккумулятор исправно отдал свои 60 ампер-часов, а заряжаться обратно не захотел. Взял немножко и всё. Сейчас пытаюсь спасти его длительной зарядкой малым током (по чуть-чуть удаётся втолкнуть).
Да, есть предостережения, что "кальциевый аккумулятор хуже, чем обычный, переносит глубокий разряд, старайтесь не разряжать его больше, чем на 50%", но такая сверхмягкая формулировка - по-сути обман! Все свинцовые аккумуляторы "не любят" глубокого разряда, но это, в конце концов, их работа: разряжаться, а потом заряжаться. А если он может разрядиться только один раз, то это уже не аккумулятор!
И если на "классическом" свинцово-сурьмянистом аккумуляторе написано 60 А*ч, то это значит, что из него можно извлечь эти 60 А*ч, потом зарядить его и, если эти операции были проведены технически грамотно, снова иметь ёмкость 60 А*ч.
А если на "кальциевом" аккумуляторе написано 60 А*ч, то оказалось, что это значит, что они там есть, только брать их нельзя. Во всяком случае, полностью. Зачем тогда писать 60 А*ч? Написали бы 30 А*ч, это было бы честнее.
<!-- / message --><!-- edit note -->
- werty and Диверсант like this
#4
Відправлено 01 жовтень 2011 - 23:03
#5
Відправлено 01 жовтень 2011 - 23:32
Спокойствие, только спокойствие! (с)Сейчас активно предлагают покупать "кальциевые" аккумуляторы. Полгода назад и я купил.
Хочу поделиться своим опытом. Начну "от печки", от общеизвестных вещей.
Что такое "кальциевый" аккумулятор? - Чистый свинец слишком непрочен, его легируют, обычно сурьмой. Она является катализатором электролиза воды и аккумулятор легко "закипает" - таков побочный эффект легирования сурьмой. Для борьбы с выкипанием электролита сурьму стали заменять кальцием - такие аккумуляторы в народе прозвали "кальциевыми", хотя по-сути они не кальциевые, а свинцовые с добавкой кальция. Кальциевый аккумулятор трудно "перезарядить", т. е. довести до заметного выкипания электролита. Отсюда главное его достоинство - он, как правило, не требует долива дистиллированной воды и в этом отношении приближается к идеалу "необслуживаемого аккумулятора".
Всё вроде бы хорошо и прогрессивно.
Дойдя до этого места, вы уже наверняка догадались, что под этой красотой лежат грабли, на которые я и наступил. А "грабли" вот в чём.
Решил я сделать аккумулятору контрольно-тренировочный цикл. Кто не знает: это долгая, мягкая разрядка аккумулятора с последующей зарядкой. Если делать всё, как положено, вещь полезная, хотя и трудоёмкая.
Так вот, аккумулятор исправно отдал свои 60 ампер-часов, а заряжаться обратно не захотел. Взял немножко и всё. Сейчас пытаюсь спасти его длительной зарядкой малым током (по чуть-чуть удаётся втолкнуть).
Да, есть предостережения, что "кальциевый аккумулятор хуже, чем обычный, переносит глубокий разряд, старайтесь не разряжать его больше, чем на 50%", но такая сверхмягкая формулировка - по-сути обман! Все свинцовые аккумуляторы "не любят" глубокого разряда, но это, в конце концов, их работа: разряжаться, а потом заряжаться. А если он может разрядиться только один раз, то это уже не аккумулятор!
И если на "классическом" свинцово-сурьмянистом аккумуляторе написано 60 А*ч, то это значит, что из него можно извлечь эти 60 А*ч, потом зарядить его и, если эти операции были проведены технически грамотно, снова иметь ёмкость 60 А*ч.
А если на "кальциевом" аккумуляторе написано 60 А*ч, то оказалось, что это значит, что они там есть, только брать их нельзя. Во всяком случае, полностью. Зачем тогда писать 60 А*ч? Написали бы 30 А*ч, это было бы честнее.
<!-- / message --><!-- edit note -->
Заряжать аккумулятор после полного разряда (напряжение при разрядке было не ниже 10,5 В) нужно малым током не более 1/20 емкости и напряжение в конце зарядки 16-17 В. Обычно зарядка при таких условиях может длится до 2 недель!
Если глубоко разряженный аккумулятор заряжать ЗУ автоматами, которые сейчас везде продают, и у которых напряжение заряда ограничено 14,4-14,5 В, то 100% зарядка практически не возможна.
Какой фирмы аккумулятор?
#6
Відправлено 02 жовтень 2011 - 00:03
Разряжал до 10,8 В. Это под нагрузкой. Без нагрузки должно было быть чуть больше, не померял. Возможно, ошибкой было то, что начал заряжать относительно большим током (1/10 С). Просто обычный аккумулятор после разрядки до 10,5 В (тоже замер под нагрузкой) прекрасно заряжался таким током, а тут...
Сейчас больше 1,5 А не берёт. Если хуже не станет, то тоже, думаю, выправится. Правда, я думал, дня за 3, а тут 2 недели... Ладно, учту и такой вариант .
Старое, советское ЗУ, не выдержало и в очередной раз сломалось. Ввиду кое-каких его неизлечимых дефектов решил не пытаться его ремонтировать, а купил новое. Купил-таки автомат, но с пределом напряжения 15 В, Да, для кальциевого аккумулятора надо бы 16 В (17 вроде бы уже многовато, сильно кипеть будет). Но это было вообще единственное в продаже (из тех мест, что оббегал) ЗУ, где в паспорте было указано макс. напряжение, остальные - кот в мешке. Ну ладно, сейчас пока не о 100 % речь, а там видно будет.
Аккумулятор Веста.
Повідомлення відредагував RusskiyInok: 02 жовтень 2011 - 00:16
#7
Відправлено 02 жовтень 2011 - 00:23
В хорошем ЗУ (сейчас такие называют профессиональные), например Bosch C7. У них есть режим Режим 3 «аккумуляторы 12 V» - режим востановления аккумулятора после глубокой разрядки (16,5 V / 1,5 A) http://akym.com.ua/2888.htmlИюль, спасибо! Интересная и полезная информация. Интересна она тем, что, насколько я понимаю, относится как раз к кальциевым аккумуляторам (у обычных, сурьмянистых, значения напряжения меньше).
Разряжал до 10,8 В. Это под нагрузкой. Без нагрузки должно было быть чуть больше, не померял. Возможно, ошибкой было то, что начал заряжать относительно большим током (1/10 С). Просто обычный аккумулятор после разрядки до 10,5 В (тоже замер под нагрузкой) прекрасно заряжался таким током, а тут...
Сейчас больше 1,5 А не берёт. Если хуже не станет, то тоже, думаю, выправится. Правда, я думал, дня за 3, а тут 2 недели... Ладно, учту и такой вариант .
Старое, советское ЗУ, не выдержало и в очередной раз сломалось. Ввиду кое-каких его неизлечимых дефектов решил не пытаться его ремонтировать, а купил новое. Купил-таки автомат, но с пределом напряжения 15,5 В, Можно предположить, что это значение рассчитано как раз на кальциевые аккумуляторы, ибо обычные при таком напряжении выкипят мгновенно.
Аккумулятор Веста.
В старщих моделях ЗУ Стек есть тоже режим восстановление
http://www.autodela....top/review/stekКак бороться
с глубоким разрядом?
Следующий этап очень важен для необслуживаемых батарей, регулярно подвергающихся глубокому разряду. Дело в том, что в подобных случаях происходит расслоение электролита, и заряд с обычным напряжением 14,4 В не дает возможности полностью зарядить батарею. Поэтому в режиме восстановления происходит заряд при повышенном напряжении (до 16 В) и постоянном значении силы тока (1,5 А). Длительность этапа и значение напряжения контролируются микропроцессором, что гарантированно позволяет избежать нежелательных последствий.
MULTI XS 7000 есть режим 16-В (Режим «Восстановление») http://ctek.ru/podbor.php?dev_id=62
MULTI XS 25000 есть режим 16-В (Режим «Восстановление») http://ctek.ru/podbor.php?dev_id=60
#8
Відправлено 02 жовтень 2011 - 00:38
Я в общем-то не столько о своей проблеме пишу (но ещё раз спасибо тебе, что откликнулся!), а об оборотной стороне этой медали - кальциевых аккумуляторов - чтобы люди знали.
#9
Відправлено 02 жовтень 2011 - 07:15
Я уже года два пользуюсь кальциевым 70А в габаритах 60 амперного - всё нормально заряжается и отдача великолепная. Правда зарядка у меня самоделка. Даю в начале заряда ток 1/20 от ёмкости. Потом увеличиваю при начале газовыделения до стандартных 1/10. Заряд сутки-двое или по достижении 16,5В. За два года даже воду доливать не пришлось.
#11
Відправлено 02 жовтень 2011 - 07:52
А в чём там может быть брак?Ну, я думаю, что автору темы просто АКБ с браком попался.
Весной купил, проверил плотность, поставил на машину. Сейчас снял с машины, проверил плотность: 1,25-1,26. Дозарядил, в одну банку чуть долил дистилированной воды, после этого везде было 1,27.Или эксплуатировался неправильно.
Разрядил 40-ваттной лампочкой (ток примерно 17-часового разряда) до 10,8 В (замерялось под нагрузкой).
Аккумуляторщики на своём форуме обсуждали: до какого напряжения можно разряжать именно кальциевую АБ? - Раскопали в иностранной документации, что до 10,5 В, причём, это без нагрузки. Так что я вроде бы ничего не нарушил.
По току - не сомневаюсь. А по ёмкости? Сколько из заявленных 70 А*ч использовалось?отдача великолепная
Да, наверное, так правильнее. Я дал 1/10, возможно это было много, хотя именно 1/10 - это "классика жанра". Я так уже заряжал обычный аккумулятор, результат был очень хороший, а тут...Даю в начале заряда ток 1/20 от ёмкости.
Добавлено через 9 минут
Да, в этом-то и дело: если не допускать глубокого разряда, то всё в порядке.Стоит в гараже аккум Azimut (Са+), питает UPS, бесперебойник при снижении напряжения до 11,4 В выключается, после этого аккум нормально заряжается.
Но у меня два вопроса к производителям и продавцам таких аккумуляторов.
1. Почему нет чёткого предупреждения о том, что аккумулятор НЕЛЬЗЯ (не "не рекомендуется", а - НЕЛЬЗЯ) разряжать до такого-то уровня, что рекомендации по обслуживанию аккумуляторов, изложенные в "старой" литературе (а "новой" практически нет) - применять тоже НЕЛЬЗЯ?
2. Зачем писать "60 А*ч", если их полностью использовать нельзя? На сурьмянистых можно, а на кальциевых нельзя! Ну, писали бы, скажем, 30 А*ч, всё бы было по-честному.
Повідомлення відредагував RusskiyInok: 02 жовтень 2011 - 08:01
#12
Відправлено 02 жовтень 2011 - 10:41
генераторе с напряжением стабилизации чуть выше чем стандартный, я напр. на своем Сенсе поменял на винницкий ВТН = 14.4В
Повідомлення відредагував kfile: 03 жовтень 2011 - 06:13
#13
Відправлено 02 жовтень 2011 - 13:03
А по поводу неправильной эксплуатации - бывало, что напруга в бортсети так скакнёт, шо вольтметр трелями заливается, а ехать нуна. Проехав 60-100 км с напругой 15,6-16В и только потом устранив причину повышенного напряжения я укоротил пару лет жизни АКБ. А если бы не было вольтметра - то ему валенки сплели бы через несколько часов. Так что - всё может быть, всё может статься... На будущее будет наука.
#14
Відправлено 02 жовтень 2011 - 16:06
Я указал Бош и Стек в качестве примера, а то многие считают что напряжение 16-17 В для аккумулятора смертельна (постоянная да, кратковременная - нет)Июль, спасибо за интересную информацию. Бош мне не по карману. Буду бодаться с тем, что есть. Надеюсь, получится.
Я в общем-то не столько о своей проблеме пишу (но ещё раз спасибо тебе, что откликнулся!), а об оборотной стороне этой медали - кальциевых аккумуляторов - чтобы люди знали.
Пока аккумулятор на гарантии в него не желательно что-то доливать. Т.е наклейки на пробках это как пломба. Кальцевые аккумуляторы имеют очень малый процент выкипания воды и большую площадь пластин. Проверить состояние не замеряя плотность можно по ЭДС. Если ЭДС меньше 12,6 В, то нужно подзарядить. Кстати, при разрядке аккумулятора пластины впитывают электролит и уровень понижается. Т.е проверять и доливать дисцилят нужно только в заряженный аккумулятор (плотность 1,27-1,28 г/см3)Весной купил, проверил плотность, поставил на машину. Сейчас снял с машины, проверил плотность: 1,25-1,26. Дозарядил, в одну банку чуть долил дистилированной воды, после этого везде было 1,27.
Разрядил 40-ваттной лампочкой (ток примерно 17-часового разряда) до 10,8 В (замерялось под нагрузкой).
Аккумуляторщики на своём форуме обсуждали: до какого напряжения можно разряжать именно кальциевую АБ? - Раскопали в иностранной документации, что до 10,5 В, причём, это без нагрузки. Так что я вроде бы ничего не нарушил.
Да, в этом-то и дело: если не допускать глубокого разряда, то всё в порядке.
1. В современных авто полный разряд аккума почти не возможен (ну только специально стартером неисправную машину и оставить с включенным освещением салона), т.к при выключенном зажигании не работают габариты, фары, прикуриватель. Работает только аварийка, лампы стопов и освещение салона.Но у меня два вопроса к производителям и продавцам таких аккумуляторов.
1. Почему нет чёткого предупреждения о том, что аккумулятор НЕЛЬЗЯ (не "не рекомендуется", а - НЕЛЬЗЯ) разряжать до такого-то уровня, что рекомендации по обслуживанию аккумуляторов, изложенные в "старой" литературе (а "новой" практически нет) - применять тоже НЕЛЬЗЯ?
2. Зачем писать "60 А*ч", если их полностью использовать нельзя? На сурьмянистых можно, а на кальциевых нельзя! Ну, писали бы, скажем, 30 А*ч, всё бы было по-честному.
http://www.westa.com.../garanties.html
http://www.boschbatt...31/Default.aspx
http://www.boschbatt...32/Default.aspx
2. Сдесь ты не прав. Емкость аккумулятора не главный показатель, важнее пусковой ток при -18 гр. Но чем больше емкость (пластин в банках больше), тем больше пусковой ток
Никто не проектирует авто с целью использовать аккумулятор с нормальным разрядом на 100%, т.к малейший морозец и вода (в разряженном аккуме электролит становится водой) замерзнет. Также при стоящей авто ток с аккума тянет сигналка, музыка и т.п. Т.е автопроизводителей завалят исками...
Почитай теорию http://www.zr.ru/a/10793
А почему укоротил жизнь? Может наоборот подзарядил и выровнял заряд всех банок.RusskiyInok, ну что теперь после всего языки чесать. Реально тебе только может помочь долгий заряд малым током.
А по поводу неправильной эксплуатации - бывало, что напруга в бортсети так скакнёт, шо вольтметр трелями заливается, а ехать нуна. Проехав 60-100 км с напругой 15,6-16В и только потом устранив причину повышенного напряжения я укоротил пару лет жизни АКБ. А если бы не было вольтметра - то ему валенки сплели бы через несколько часов. Так что - всё может быть, всё может статься... На будущее будет наука.
Длительность жизни аккумулятора зависит от качества изготовления и характера эксплуатации на авто: количество пусков двигателя, количество пусков двигателя в мороз (какое масло в двигателе: старая минералка и свежая синтетика), время прокрутки стартером (если у двигателя компрессия 8 атм, или неисправна система питания/зажигания?), исправность самого стартера, эксплуатация авто с частыми пусками (работа в городе) и т.д
#15
Відправлено 02 жовтень 2011 - 16:17
Вот непойму людей ищущих себе приключения на ж... . И на кой нужно было нормальный акум трогать, истина подтвержденная практикой: работает - не трогай. И вообще для кальциевых акумов желательно поменять РР на
генераторе с напряжением стабилизации чуть выше чем стандартный, я напрю на своем Сенсе поменял на винницкий ВТН = 14.4В
+250 для Са нужен другой РР, я тоже менял.
По поводу зарядки я глубокого разряда я заряжал,
только могу сказать, что китайское зарядное устройство
его почему то не зарядило..я его даже отнёс назад
в Магаз, а зарядка СССР бодренько подняла с колен.
#17
Відправлено 02 жовтень 2011 - 17:32
#18
Відправлено 02 жовтень 2011 - 17:48
yurecgod, "зарядка СССР" - это не панацея, я ею и заряжал. Ладно, вас я предупредил, сам советы получил...
Всем спасибо!
да нет...не обижайся...наоборот спасибо за инфу....я вот не знал ранее и отнёс
сдал в магаз рабочее зарядное устройство ещё и с продавцом поругался,
знал бы за ранее такого бы не произошло!
#19
Відправлено 02 жовтень 2011 - 18:25
#20
Відправлено 03 жовтень 2011 - 18:22
Тут уже прозвучала мысль, и я ее повторю - не надо пытаться продлевать жизнь АКБ, а то сделаешь ее короче.
Следить за чистотой АКБ и уровнем в банках, а также исправность РР и гены - залог долголетия батареи.
А основное - движок должен заводиться с полутыка.
0 людей читають цю тему
0 користувачів, 0 гостей, 0 схованих користувачів