Почти климат контроль или как поддерживать комфортную температуру в салоне зимой
#1
Відправлено 14 вересень 2013 - 18:35
Всем водителям жигулятора (да и не только) известно, что в период межсезонья выставить комфортную температуру в салоне весьма проблемно - чуть открыл печку - жарко, чуть прикрыл - холодно... так и играешься всю дорогу этим рычажком туда-сюда. Вот я и подумал, а почему бы не задавать температуру в салоне крутушкой, а система сама пусть дергает за рычажки в автоматическом режиме (да, я ленивый, ичо?)
К тому же еще и краник накрылся медным тазом в очередной раз... Решено! Собираю систему на всем известном электроклапане от BMW Е-30.
Пошкрябал по сусекам и вот что взял:
Ну на фото собственно видно: резинки, шланги, клапан от бимера, ну и краник (поставил на всякий случай, а вдруг не получится (как в воду глядел, но об этом позже).
Далее путем нехитрых манипуляций отрезаем от клапана все лишнее (укорачиваем по месту длинную трубку клапана), собираем в кучу и имеем:
Думаете все? А как же регулирование?
Роем тырнет и находим схему:
Ну и через радиорынок собираем в кучу:
Ползунковый переменный резистор взял для того чтобы привод крана на него и повесить (ход аккурат 35 мм).
Дальше без фото (увлекся процессом, да и нечего там фотографировать). Плату пластиковыми хомутами притянул к стенке бардачка, трос крана заменил более коротким тросом привода заслонки печки (была в наличии, да и это позволило ближе поставить схемку - мои руки в те щели отказывались пролазить, а все разбирать лень). Терморезистор установил в воздуховод обдува лобового. Причина проста - для чуткого регулировалия, датчик надо постоянно обдувать воздухом, а там постоянно дует. Схема управляет реле, которое, в свою очередь, запускает кран-клапан.
Собрал, а оно не работает ...
Начал копаться - схема пускается (подает сигнал на исполнительное устройство) с 35 градусов (нафига нам такой бонус???!!!). Одной из вероятных причин краха считаю не верный номинал термистора - у меня при 20 градусах он выдал 12 кОм вместо 10. Думаем, гадаем, пробуем и в результате схема приобретает вид: термистор становится на место R4 (R4 уходит в мусорное ведро за ненадобностью, старое место термистора занимает перемычка) Цепь R9- R8 получает R9 номиналом 4,7 кОм. Схема получается инверсионной, зато стартует с 15-18 градусов, что меня вполне устраивает. Т.е. если в старом варианте при малой температуре на реле шло напряжение, то в моем варианте схемы, при малой температуре напряжение на катушке реле отсутствует. Это для меня оказался приятный бонус, т.к. электроклапан нормально открытый, т.е. гонит антифриз через печку пока на него не подали напряжение.
Подклока №2. Собрал, а оно опять не работает - реле клацает, клапан цокает, радиатор теплый - неприятненько. Разобрал клапан, а там резинки отсутствуют как таковые, т.е. полностью. Фото не прилагаю, т.к. ну не блогер я ни разу . Поставил на запорный орган резиночку, протер все где достал и понял важную штуку:
При покупке б/у клапана от БМВ Е-30 (и не только) важно не только чтобы он клацал запорным органом, а и чтобы он реально перекрывал канал. Т.е. покупая дуйте в него, воздух проходить не должен!
После всего, опять собрал, перекрестился, прочитал Отченаш и запустился. И, о чудо, оно заработало!!!
Теперь катаясь по улицам города и трассам, ставлю нужную мне температуру в салоне еще в гараже на холодной машине и автоматика сама управляет потоком тосола через печку.
Чего и вам желаю . Спасибо за внимание, извините за многобуквие .
#7
Відправлено 15 вересень 2013 - 11:12
#8
Відправлено 15 вересень 2013 - 19:09
В ГАЗели есть и помпа и клапан. Помпа более менее работает. Клапан - еще то гавно, хуже даже чем БМВшный.
Добавлено через 23 минуты
Dizeli$t, недостаток конструкции - при достижении заданной температуры и включении клапана, особенно зимой, печной радиатор мгновенно остывает и в морду дует ледяным холодом, это не очень приятно.
#9
Відправлено 15 вересень 2013 - 20:10
Ты не поверишь (цыц), но (если прочел старпост, то не мог не заметить) я отдал 100 грн за нерабочий клапан. Когда понял сей факт, то разобрал (там только ленивый не разберет - перепилить ножовкой 4 трубки-заклепки на корпусе), ведь ничего не потеряю - клапан нерабочий. Вся резина, как и у тебя, в труху. Более того, на самом запорном органе и намека на резинку не было. Это уже мой воспаленный мозг подсказал, что она там была изначально. Резина вся подбирается на ура - кольцо на корпус подбирается из стандартных колечек, мембрана делается из (как один из вариантов) мембраны топливного насоса (я не ставил - она там нафик не надо), шайба на запорный орган вырезается из листовой бензостойкой резины или полиуретана толщиной 1 мм. Винтами заменяем срезанные заклепки и оп-ча, клапан снова работает!У меня накрылся медным тазом подобный клапан с БМВ, отличие от этого в том, что у него вход и выход - штуцера под шланги, внутри конструкция полностью одинаковая. Когда разобрал - понял что его только в мусорник - вся резина на уплотнениях просто крошится в руках - заменить нечем.
Неправда твоя! Термистор стоит для того чтобы контролировать температуру выхлопа печки. Радиатор остывает не мгновенно как и не мгновенно нагревается, система успевает реагировать на изменения температуры потока воздуха из печки достаточно оперативно. Гистерезис порядка 5 градусов (как раз из-за инерционности системы), т.е. от номинальной (установленной) отклоняется на порядка 2-3 градуса в "+" и "-". Этого не стоит пугаться, т.к. это нормальная работа любого устройства - даже система топливоподачи считает и подает топливо в цилиндры с альфой отличной от 1 - идет попеременно то бедная, то богатая смесь.Dizeli$t, недостаток конструкции - при достижении заданной температуры и включении клапана, особенно зимой, печной радиатор мгновенно остывает и в морду дует ледяным холодом, это не очень приятно.
Повідомлення відредагував Dizeli$t: 15 вересень 2013 - 20:12
#10
Відправлено 16 вересень 2013 - 02:23
Фрицы никогда лишнюю деталь не поставят. Эта мембрана, которая как ты говоришь, не нужна - уплотняет шток клапана. Как раз ее я не нашел чем заменить, но дело даже не в том - после того как Тосол прошел внутрь - на сердечник катушки - на его пути только уплотнительная резинка, если она треснула - тосол попал на медные провода катушки (выводы) - в результате привет катушке, т.к. у меня один из выводов катушки съело подчистую. (Повторюсь опять - возможно буржуйский тосол провода не ест). Выколупнуть саму катушку из корпуса я так и не смог - результат - клапан в мусорник.мембрана делается из (как один из вариантов) мембраны топливного насоса (я не ставил - она там нафик не надо)
Вся надежда только на размещение терморезика - прямо на выхлопе. Оперативность покажет зима.Неправда твоя! Термистор стоит для того чтобы контролировать температуру выхлопа печки. Радиатор остывает не мгновенно как и не мгновенно нагревается, система успевает реагировать на изменения температуры потока воздуха из печки достаточно оперативно.
Применительно к данной системе актуален вопрос когда начать открывать клапан: Тогда когда температура вывалилась за нижний предел и за счет инерционности валится еще ниже (уже с открытым клапаном), пока не достигнет минимума и начнет расти (как сделано у тебя) или когда по графику понижения температуры видно, что уже надо открывать клапан (хотя нижний предел еще не достигнут), чтобы этот самый инерционный минимум температуры как раз и получился на заданном значении.даже система топливоподачи считает и подает топливо в цилиндры с альфой отличной от 1 - идет попеременно то бедная, то богатая смесь.
В плюсах только проста системы управления. Достаточно -ли комфортно поддерживается температура - узнаем только зимой. Зимой забортная температура очень низкая, а верхние сопла печки направлены на водителя и включен вентилятор, и если водителю при переключениях по морде не будет провевать холодным воздухом, при этом задним пассажирам будет комфортно - значит все ОК.
Ну и конечно не забудем, что стабилизируется температура на выхлопе печи, а не в салоне (иначе датчик бы в салоне стоял.), а в салоне температура будет разной.
Но в любом случае респект за доработку и информацию. Хотя как по мне - клапан самое слабое звено...
Повідомлення відредагував AlexandrB: 16 вересень 2013 - 02:38
#11
Відправлено 16 вересень 2013 - 06:02
#15
Відправлено 16 вересень 2013 - 18:24
Я конечно, не теплотехник, и не вижу разницы "до" он или "после" - движение ОЖ через радиатор прекращается что так, что эдак? А вообще все хотел осенью ПИД регулятор сделать, но уже как бы и не на чем...
Повідомлення відредагував AlexandrB: 16 вересень 2013 - 18:26
#16
Відправлено 17 вересень 2013 - 20:30
Датчик ставив в салоні.
Саме погане місце для датчика!
Коли температура в салоні піднімається до встановленої - з пічки дує холодний воздух, і навпаки , коли опускається - гарячий.
Не дуже ,я вам скажу, приємні відчуття .
Прокатався так майже всю зиму.
А весною поліз переміщати датчик на вихід пічки, коротнув схему,та залишив усе до кращих часів.
Тимчасово підключив кран через тумблер.
І ось настала осінь, а відповідно "кращі часи"
Перестав робити кран.
І це ж треба так ? Все літо робив, а на осінь закис та згорів.
Короче нема в мене більше ні схеми ні крана.
Ну і хрен з ними! Все одно вже холодно, можна їздити і так.
А поки буду шукати альтернативу крану.
На це газелевське га..но навіть не подивлюсь більше.
Добавлено через 1 минуту
Також думав про ПІД регулятор, але поки до нього дійшло, вже немає чим керувати.
Добавлено через 13 минут
Чи може краще зробити сервопривод на звичайний водопроводний кран?
#17
Відправлено 17 вересень 2013 - 21:32
Т.е. допустим при подходе к заданной температуре "снизу" сначала уменьшаются обороты вентилятора (уменьшается приток горячего воздуха) , затем вентилятор полностью останавливается, если это не помогает - выключается клапан, далее уже будут наростать обороты вентилятора (начинается приток холодного воздуха чтоб уменьшить температуру).
Салонный датчик обязательно должен быть обдуваемым своим маленьким кулерком- как в 2110. И тогда, в паре с ПИД регуляцией, будет комфортно - без холодного воздуха в лицо...
Клапан реально проблема. Хоть мне и не нравится клапан БМВ, но он по сравнению с газелевским как мотоцикл по сравнению с мопедом.
В связи с тем что нынче автопроизводители управляют температурой в салоне не клапанами, а заслонкой - изменением пропорционального соотношения холодного воздуха (с улицы) и горячего (с печки), я прихожу к выводу о том, что от управления клапаном сейчас отказались, возможно в силу ненадежности того же клапана.
Видел переделку штатного крана на сервопривод + кран от девятки - если не ошибаюсь Dmitrik на Ниву ставил - надо бы списаться спросить как работает. А то проскальзывали мнения что кран девятки со временем начинает течь по оси привода.
#18
Відправлено 17 вересень 2013 - 21:58
Хіба що вентилятор буде працювати на маленькій швидкості, щоб не дуло в лице.
Бо алгоритм - Дує гарячим - поступово ослаблюється - знов дує.
Мені здається не дуже добрим.
Не знаю як реалізований клімат контроль на іномарках, не доводилось мені з таким зтикатись.
Думаю в нашому випадку потрібно підтримувати постійну (встановлену)температуру потоку повітря з сопел пічки.
Тоді : при прогріві температура потоку поступово піднімається до встановленої, після чого по субєктивним відчуттям її можна зменшити.
При таких умовах, якщо сопла направлені на обличчя то великого дискомфорту не буде.
Тобто на нас буде дути повітрям температуру якого ми встановили.
І яку ми можемо в будь який момент змінити.
Добавлено через 3 минуты
AlexandrB
Бачу в тебе ще є 2170 як зроблено там?
Добавлено через 2 минуты
А кран від 09 чи08 дійсно кращий ніж наш, але не настільки щоб з ним гратись.
Тим паче строїти на його основі свою систему.
Добавлено через 3 минуты
Думаю саме насущне питання - Де взяти нормальний кран???:bu::bu::bu:
#19
Відправлено 17 вересень 2013 - 22:17
#20
Відправлено 17 вересень 2013 - 22:29
У мене пічка від форда, забір повітря йде лише зсалону.
Минулої зими декілька разів їздив до тещі, то на трасі вимикав пічку і привідкривав вікна.
Дружина на задньому сидінні кричала що жарко.
Хоча мені за кермом було нормально, я б не сказав що жарко.
Добавлено через 3 минуты
І ще , ти влучно підмітив.
При заборі повіря звулиці, при різних швидкостях, стабілізувати температуру потоку з пічки буде дуже проблематично.
Не думаю що це можливо.
Для стабілізації температури потрібно робити забір повітря з салону.
0 людей читають цю тему
0 користувачів, 0 гостей, 0 схованих користувачів